Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Памятки по чтению

Как работать с памяткой

  1. Прочтите внимательно название памятки и подумайте, почему она так озаглавлена. В названии – суть памятки.
  2. Изучите внимательно содержание памятки.
  3. Ответьте на вопрос: «Все ли я делаю так, как советуют памятки?»
  4. Если Вы что-то делаете по-другому или в иной последовательности, подумайте, почему лучше делать так, как говорится в памятке. В случае затруднений или возникновения сомнений обратитесь за разъяснением к учителю.
  5. Теперь постарайтесь выполнить задание так, как советует памятка.
  6. Для этого прочтите пункт 1, проговорите его про себя и выполните его. Это будет первый шаг. Обратитесь ко второму пункту памятки и выполните все действия в той же последовательности. И так шаг за шагом.
  7. После выполнения упражнения обратитесь к памятке еще раз и проверьте, хорошо ли Вы усвоили ее содержание. Не пренебрегайте этим последним советом: в следующий раз при выполнении подобного упражнения памятки может не оказаться под рукой.

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

 

КАК ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ

1. Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.

2. Прочти фамилию автора, название книги, издательство.

3. Прочти предисловие или вступление.

4. Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочесть своим товарищам.

5. Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.

6. Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.

7. Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, ее заглавие, фамилию художника-иллюстратора, название издательства, количество страниц. На обратной стороне напиши, почему ты советуешь прочесть ее своим товарищам.

 

КАК НАЙТИ НУЖНУЮ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ

1. Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.

2. Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки, к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу.

3. Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги.

4. Найди книги данного автора.

5. Найди среди них нужную тебе книгу.

 

КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ

1. Читай медленно, не спеши.

2. При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.

3. Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.

4. Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.

5. Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.

6. После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.

 

КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ

1. Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей республике и за рубежом.

2. Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.

3. Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?

4. Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.

5. При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.

6. Делись с товарищами своим мнением о прочитанной газете или журнале.

 

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА

1. Внимательно прочти в дневнике задание на дом.

2. Громко прочти весь рассказ. Обращай внимание на правильное произношение слов.

3. Разбери непонятные слова, выражения. Понижай голос в конце предложения. Делай паузы. Внимательно прочти еще раз рассказ. Старайся усвоить его содержание.

4. Перескажи рассказ по плану. Обдумай заранее, как ты изложишь главные части. Чем закончишь рассказ? Какие выводы сделаешь по прочитанному?

5. Подумай, какая мысль в рассказе главная?

6. Что нового ты узнал из рассказа?

7. Какие мысли и чувства вызвал у тебя рассказ?

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА

1. Прочти весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?

2. Прочти первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.

3. Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план.

4. Прочти. Подумай, отражает ли он главное, не упущено ли основное.

5. Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.

 

СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА

1. Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль.

2. Прочти текст без этих предложений.

3. То же самое сделай и с другими частями.

4. Глядя на план, перескажи рассказ кратко.

5. Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.

 

СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ КАРТИНЫ ПО ТЕКСТУ

1. Прочти рассказ или одну законченную часть.

2. Определи количество картин.

3. Подумай, о чем каждая картина.

4. Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т.д.

5. Представь картину мысленно.

6. «Нарисуй» картину словами.

Правило-совет для читателя

  1. Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.
  2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.
  3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.
  4. Умей беречь книгу!

Знакомство с новой книгой

  1. Рассмотри обложку книги.
  2. Прочитай фамилию автора и название произведения.
  3. Внимательно рассмотрите иллюстрации, перелистывая книгу.
  4. Определи примерное содержание книги.
  5. самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.)

РАБОТА С ЗАГОЛОВКОМ

1. Внимательно прочти заголовок и сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.

2. Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.

3. Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ

1. Обращай внимание на непонятное в тексте.

2. Выпиши непонятные слова.

3. Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.

 

ДИАЛОГ С АВТОРОМ

1. Какой вопрос задает тебе автор произведения?

2. Как он сам на него отвечает?

 

ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО

1. Старайся отделить главное от второстепенного.

2. По ходу чтения составляй устный или письменный план.

3. Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.

4. Делай выписки. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.

5. Перескажи текст по плану. Проверь себя.

 

РАБОТА С ВОПРОСАМИ В КОНЦЕ ТЕКСТА

Прочти вопросы.

Ответ найди в тексте, отметь карандашом.

Закрой книгу и ответь на все вопросы не вслух, а про себя.

 

 

СТИХОТВОРЕНИЕ.

1. Как называется стихотворение? Кто его автор?

2. Прочти стихотворение. О чем оно?

3. Какие чувства автора выражены в нем?

4. Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?

5. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

6. Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения.

7. Поупражняйся в выразительном чтении.

 

РАССКАЗ

1. Как называется рассказ? Кто его автор?

2. Прочти рассказ. Какие действия происходят в нем и когда?

3. Назови действующие лица. Что ты о них узнал? Что случилось с героями? Какие поступки они совершили и как себя вели? Объясни поступки и поведение героев. Кто из действующих лих понравился и чем именно?

4. О чем ты думал, читая рассказ?

 

БАСНИ

1. Как называется басня? Кто ее автор?

2. Прочти басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои в басне? Прочти, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне? Какова ее мораль?

6. Прочти, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне.

7. Что должен понять читатель из этой басни?

8. Подготовься к выразительному чтению басни и чтению по ролям.

 

СТАТЬЯ

1. Запомни, как называется статья и кто ее автор.

2. Прочти статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.

3. О ком или о чем эта статья?

4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

5. Раздели статью на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части. Составь план.

6. Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.

7. Что нового ты узнал из прочитанного?