Программа работы НОУ «Юный исследователь»
ГУО « Средняя школа №1 г. Лунинца»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этой цели в нашей школе в 2010г. было создано и существует научное общество учащихся “Юный исследователь ”т.е – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Именно для таких ребят научное общество учащихся является надежной опорой и средством самоутверждения.
При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ “Юный исследователь ”.
Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Задачи научного общества учащихся:
- Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
- содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
- развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
- знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
- учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу
- способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
В соответствии с планом работы научного общества учащихся на 2020/2021 учебный год запланированы следующие мероприятия:
- проведение школьных предметных олимпиад;
- участие в районных, городских и республиканских олимпиадах по учебным предметам в соответствии с утвержденным графиком Комитета по образованию Мингорисполкома и Министерства образования Республики Беларусь;
- участие в городских Интернет-олимпиадах по учебным предметам и международных Интернет-проектах;
- проведение школьной научно-практической конференции;
- участие в районных, городских, республиканских и международных научно-практических конференциях по учебным предметам;
- участие в республиканских и международных интеллектуальных конкурсах, турнирах городов;
- участие в выставках и ярмарках технического творчества;
- проведение школьных конкурсов, турниров, предметных недель.
В каждом учебном году деятельность школьного НОУ нацелена на выявление наиболее способных учащихся в разных предметных направлениях и развитие их творческих способностей.
Одним из основных направлений работы НОУ является организация исследовательской деятельности учащихся. Данное направление позволяет учащимся получить новые знания в соответствующей предметной области, развить творческие способности и навыки исследовательской деятельности, воплотить свои знания в реальном исследовательском проекте. Темы исследовательских работ подбираются согласно интересам и способностям учащихся. В процессе подготовки работы, учащиеся получают возможность не только расширить свой кругозор и познакомиться с методами проведения научных исследований, но и научиться красиво и грамотно представлять результаты исследований (подготовка докладов, презентаций, написание тезисов и статей), а также приобрести опыт публичного выступления.
Выбор учащихся в НОУ проходит путем проведения психологического анкетирования, опросов а также анкетирование на определение способностей учащихся к тому или иному предмету. Учителя и психологи анализируют анкеты и с помощью полученных результатов определяют детей , которые способны заниматься той или иной научной деятельностью в определенной секции. На начальном и среднем этапах обучения учителя предлагают учащимся темы исследования, а уже в старшем звене учащиеся сами могут предложить интересующую их тему . После этого самые интересные темы обсуждаются учителями и учащимися на МО по секциям. Наиболее значимые из них выдвигаются для участия в школьной научной конференции.
Подготовка к исследованию происходит согласно следующему плану:
1.Выбор темы.
2.Составление плана работы по этапам.
3. Подбор научных источников( статьи, словари, литература, ИКТ и т. Д
4.Анализ источников.
5.Проведение опытов, анализ произведений, интервью с из.людьми
6.Составление презентации
7. Выводы и подтверждение значимости работы.
В дальнейшем работа прослушивается на школьной научно – практической конференции исследовательских работ. Участники конференции – это учителя, занимающиеся исследовательской деятельностью, учителя – предметники, учащиеся и все желающие. Каждая представленная работа обсуждается и анализируется, учащиеся отвечают на вопросы о написании работы и проведению исследования. Коллеги дают соответствующие рекомендации и вносят разного рода коррективы. Проанализировав содержание и готовность работ, лучшие из них допускаются к участию в районной научно – практической конференции.
07.10.2020 в школе прошла очередная научно-исследовательская конференция «С наукой в будущее», в которой приняли участие учащиеся и педагоги.
Работы, отмеченные дипломами на научной конференции, выдвигаются на область.
Для привлечения учащихся к научно – исследовательской деятельности мы проводим популяризацию данной деятельности среди учащихся:
- Работы, отмеченные дипломами , прослушиваются во время предметных недель;
- Проводятся показательные опыты;
- Выставки лучших работ в школе и на сайте школы;
- Аудио, видео пособия на основе исследования;
- Страницы в соц. сетях;
- Внеклассные мероприятия (экскурсии в музеи, библиотеки, предприятия, по памятным местам);
В 2020/2021 учебном году в районном конкурсе исследовательских работ приняло участие 4 работы, из них 2 работы получили дипломы, 1 работа получила благодарственное письмо. В 2019 – 2020 г. приняли участие 3 работы ( из 5 – 2 отправлены на доработку на следующий год).
Работа по физике Калютича Николая Ивановича была отправлена на область, где была награждена дипломом 3 степени.( Носкович К.)
В этом учебном году 2 работы направлено на область. Сегодня вашему вниманию будут предоставлены тезисы данных работ. ( Калютич Н.И. физика – ученик 8А класса Соц Иван и Гнедько Е. В. Английский язык - Романович Янина 9 В класс).
Активное участие приняли наши учащиеся в различных конкурсах и викторинах, в интеллектуальных играх.
В целом, работа НОУ способствует развитию способностей, инициативы и самостоятельности учащихся. Лучшие учащиеся и учителя награждаются памятными призами и сертификатами на церемонии «Учитель года ».
По основным направлениям деятельности НОУ проводится значительная работа, учителями и учащимися достигнуты хорошие результаты в предметных олимпиадах, НПК и интеллектуальных конкурсах.
В новом учебном году, планируя работу научного общества учащихся, рекомендуется обратить внимание на:
- совершенствование системы организации работы и самоуправления внутри НОУ;
- формирование и развитие исследовательской культуры учащихся;
- более активное вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность через эффективное использование дополнительных внеклассных занятий (в том числе в 3-4-х и 5-9-х классах);
- возможность публикации исследовательских работ учащихся в научных сборниках;
- сотрудничество и тесное взаимодействие с высшими учебными заведениями, общественными организациями, музеями, архивами, библиотеками, предприятиями;
- организацию встреч с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры;
- стимулирование творческой активности учащихся, их познавательной деятельности, а также результативную работу педагогов с одаренными учащимися.
Участники школьной научно – практической конференции 2018-2019 уч.год
Предмет
|
ФИО учителя
|
ФИ учащегося
|
Название работы
|
Русский язык
Секция филологических дисциплин.
Д3
|
Дмитрович Т. Г.
|
Ильючик М. (11 кл.)
|
«Художественное своеобразие сновидений» ( На примере произведений А.С. Пушкина, Ф,М.Достоевского и М,А.Булгакова)
|
Физика
Секция физико-матем. дисциплин и информационных технологий
Д2
|
Калютич Н.И.
|
Носкович К. (11 кл.)
|
“Разложение белого света с помощью треугольной призмы”
|
Биология .Секция естественных дисциплин, трудового обучения.
(нет диплома)
|
Торчук О.Г.
|
Соц. И.(7Б кл.)
|
«Какую воду мы пьем»
|
Английский язык
Секция иностранных языка
Благод. письмо.
|
Шпаковская О.С..
|
Русак Е.. (9Б кл.)
|
«170 фразовых глаголов в текстах для чтения на материале учебника для 9 класса авт. Лапицкая
»
|
История
Секция историко – обществоведческих наук
( не участ)
|
Антонович Н. М.
|
Сакович Н (8В кл)
|
«Иконы Москвы и местных художественных школ 15 века»
|
Участники школьной научно – практической конференции 2019-2020 уч.год .
Предмет
|
ФИО учителя
|
ФИ учащегося
|
Название работы
|
Русский язык
Секция историко – обществоведческих наук.
( не уч.)
|
Байда Т. Н.
|
Сыцевич Д. (10 кл.)
|
« Изучение изменений в институте семьи на протяжении XIX – XXIвеков на материале произведений русской литературы и анкетирования молодежного сообщества»
|
Физика
Секция физико-матем. дисциплин и информационных технологий
Д1
|
Калютич Н.И.
|
Соц И. (8А кл.)
|
“Лабораторный блок питания”
|
Белорусский язык
Секция филологических дисциплин
( не уч.)
|
Кислюк А. Н.
|
Мороз В.(7Б кл.)
|
"Бывала так ужо наясіся, што хоць на пупіку круціся ”або чаму нашы продкі былі худыя
|
Английский язык
Секция иностранных языка
Д1
|
Гнедько Е.В.
|
Щупак В. (9В кл.)
|
«Английские журналы как инструмент обучения и изучения»
«English magazines as a tool for teaching and learning»
|
История
Секция историко – обществоведческих наук
Д3
|
Койко Я.А.
|
Егоров А (8А кл)
|
«Боевой путь красноармейца Гончарова Харитона Платоновича»
|
Участники школьной научно – практической конференции
«С наукой в будущее» 2020 – 2021 уч. год.
Предмет
|
ФИО учителя
|
ФИ учащегося
|
Название работы
|
Русский язык
Секция историко-обществоведческих наук
|
Байда Т. Н.
|
Сыцевич Д. (11 кл.)
|
«Отношение к институту семьи и брака в литературе XIXвека и в современной молодежной среде»
|
Белорусский язык
Секция историко-обществоведческих наук
|
Кислюк А. Н.
|
Буневич Екатерина. (9Б кл.)
|
Даследванне абрадаў “ Купалле”, “Зажынкі” і “ Дажынкі” ў весцы Сінкевічы Лунінецкага района.
|
Английский язык
Секция иностранных языка
|
Гнедько Е.В.
|
Романович Янина. (10 кл.)
|
«Мое лето с мобильными приложениями»
«My summer with mobile apps»
|