«Светоотражающий фликер - ваш помощник на дорогах»
Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее. При движении с ближним светом расстояние, при котором можно заметить пешехода, равно 25-30 метров, а если у человека есть фликер, то оно увеличивается до 130-140 метров. А водитель, движущийся в транспортном средстве с включённым дальним светом, может увидеть фликер с расстояния 400 метров. Фликеры изготовлены из мягкого пластика и имеют яркий оттенок. Они бывают в виде смайликов, игрушек, пластин, значков, плоских брелоков и наклеек. Поэтому они понравятся не только маленьким детям, но и подросткам. Дизайн большинства из них - молодёжный. Фликеры крепятся при помощи булавки или шнурка, а на скейтборды или велосипеды можно прицепить скручивающийся фликер. Всё чаще на дорогах сотрудники Госавтоинспекции стали раздавать бесплатные фликеры - не только ради рекламы, но, в первую очередь, ради безопасности и сохранения жизни. Ведь использование светоотражающего брелока снижает риск наезда на пешехода на 65 процентов. В газетах стали появляться материалы, где говорится о том, как кому-то спас жизнь фликер. На сайтах в Интернете отзывы о светоотражающих вещичках - только положительные. Вполне достаточно надеть вещь с светоотражающими пластинами и, не боясь, пойти гулять по ночному городу. По утверждению специалистов, самое подходящее место, куда стоит повесить фликер – это грудь и бёдра, но чаще люди предпочитают прикреплять фликера на кисти рук, свои портфели или сумочки.
Фликер – это, в первую очередь, безопасность вашего ребёнка на дороге
НАКАЗАНИЕ ЗА ОТСУТСТВИЕ СВЕТООТРАЖАЮЩЕГО ФЛИКЕРА
Согласно п.17.1 Правил дорожного движения пешеход обязан двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине.
Лишь в случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.
Таким образом, пешеход должен обозначить себя фликером только при движении в темное время суток по краю проезжей части.
За невыполнение этого правила установлена ответственность Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно ч. 1 ст. 18.23 Кодекса нарушение правил дорожного движения пешеходом влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
За то же действие, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также за отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ влекут за собой взыскание в виде штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
Если же отсутствие фликера у пешехода, когда его наличие являлось обязательным, повлекло создание аварийной обстановки, взыскание будет больше – штраф от трех до восьми базовых величин.
Если в связи с тем, что пешеход двигался без фликера, когда ПДД устанавливают обязанность обозначить себя фликером, повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, размер штрафа — от пяти до двадцати базовых величин.
Согласно п.17.3 ПДД при пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).
Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Текст одной из древнейших рукописей — папируса Присса, которому несколько тысячелетий, гласит: «Молодёжь пошла не та. Все хотят стать писателями, и никто не хочет работать. Не слушают старших». Как видим, проблема воспитания подрастающего поколения существовала всегда. Некоторые люди живут по своим, непризнанным основной частью общества, законам. Э. Дюркгейм отмечал, что «общество без преступности совершенно невозможно», «нормальным является само существование преступности при условии, что она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определённого типа».
Ключевыми факторами, влияющими на формирование личности несовершеннолетнего, являются наследственность, среда и воспитание. С самого рождения начинается процесс социализации человеческой личности. В нормальных условиях усвоение ребёнком моральных и правовых норм поведения заканчивается в возрасте 14—16 лет.
Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность за наиболее социально значимые преступления с 14 и полную — с 16 лет.
В большинстве случаев при выборе подростками социально опасного образа жизни прослеживается доминирующее влияние ряда социальных факторов.
Самым главным из основных социальных факторов, ключевым образом влияющим на формирование асоциального поведения несовершеннолетних, является:
Неблагополучие в семье. В последние годы отмечается её определённый кризис, рост разводов, а значит, и количества детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Важнейшим сдерживающим фактором на пути распространения социального сиротства призван стать Декрет Президента. Республики Беларусь А. Г. Лукашенко от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Вторым из наиболее значимых социальных факторов, влияющих на рост преступности, является:
Алкоголизация населения. В последние годы растёт число подростков, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства и токсические вещества, состоящих на учёте в наркологической службе.
Справка. Из 18 119 состоящих на учёте за употребление спиртных напитков 81 подростку поставлен диагноз «алкоголизм»: 143 человека были поставлены на учёт за употребление наркотических веществ, у 5 из них подтверждён диагноз «наркомания»: у 123 из 850 употребляющих токсические вещества с вредными последствиями стоит диагноз «токсикомания». Ежегодно каждый четвёртый (в г. Минске — каждый третий) подросток совершает преступление в состоянии алкогольного опьянения.
Третьим существенным социальным фактором является:
Незанятость подростков, а зачастую элементарное нежелание работать. Примерно каждый четвёртый на момент совершения преступления не учился и не работал (как правило, это лица 16—17 лет).
Под воздействием негативного влияния семьи, из-за раннего приобщения к алкоголю, токсическим средствам и наркотикам, а иногда из-за различных отклонений в психофизическом развитии формируется отрицательно социализированная личность малолетнего правонарушителя. Несомненно, основным звеном в воспитании личности является семья. Но зачастую определённая часть родителей (злоупотребляющие спиртными напитками, ранее судимые, психически больные и т. д.) не может, а другая не имеет возможности (одинокие либо разведённые женщины, воспитывающие детей самостоятельно и вынужденные работать на 1,5—2 ставки или на двух-трёх работах) уделять должное внимание детям. В сложившейся ситуации повышенная ответственность ложится на учреждения образования, в которых обучаются или воспитываются дети. В работе по предупреждению их противоправного поведения важное место отводится воспитательному воздействию, прежде всего школы, умению педагогов выделить так называемую группу риска, которая проявляет определённую склонность к девиантному поведению, т. е. отклоняющемуся от соответствующих возрасту социальных норм и правил, и организовать профилактическую работу с ними.
Как правило, для «трудных» подростков характерно отрицательное отношение к учёбе, которое зачастую противопоставляет их коллективу класса, школы. В большинстве случаев в число правонарушителей попадают подростки, не сумевшие найти своё место в школьном коллективе. Многие будущие правонарушители начинали искать альтернативные учёбе способы самоутверждения и находили их в асоциальном поведении как в школе, так и за её пределами.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 64, 2/949), настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних должна строиться на основе следующих требований:
- изучение жизненной ситуации ребенка, которая могла спровоцировать противоправное поведение
- необходимость защиты достоинства, разрешения проблем ребенка и создания позитивного механизма для развития его личности в будущем;
- при необходимости организация индивидуальной или групповой терапии, лечения от наркомании, алкоголизма и иных зависимостей;
- необходимость преимущественно осуществлять работу с детьми в их реальной жизненной среде, максимально вовлекая в этот процесс семью, с целью восстановления нарушенных связей несовершеннолетнего и общества;
В педагогической практике можно использовать следующие приемы и методы воздействия на детей: передача информации (рассказ о том, как надо себя вести, объяснение, почему тот или иной поступок может обернуться бедой). Иногда информация передается в форме прямых инструкций, иногда иносказательно, в форме сказки, притчи, примера. В воспитании человека следует избегать прямолинейности, не злоупотреблять приказами, замечаниями и упреками. Очень важно подбирать оптимальное время: одно и то же замечание, один и тот же совет могут быть восприняты по-разному в зависимости от состояния ребенка:
- организация деятельности ребенка (разъяснение)
- характера, смысла и целей деятельности, создание соответствующих условий, помощь в преодолении трудностей, использование положительных и отрицательных стимулов, контроль и пресечение нежелательных поступков);
- воспитание примером.
Одним из главных инструментов в воспитании детей является постоянное изучение личности ребенка. Вовремя заметить отрицательные взгляды, привычки, поступки — условие успеха в их коррекции. Анализ личности и коррекция отрицательных качеств должны проводиться постоянно. В отдельных случаях привитие положительных качеств требует много времени. нескольких лет. Формирование тех или иных положительных качеств, коррекция отрицательных нередко становится сложнейшей педагогической задачей, решение которой требует творчества, а иногда объединения усилий родителей, школьных учителей, спортивных тренеров, врачей, представителей правоохранительных органов.
Если вовремя заметить отклонение в нравственном развитии ребенка и сконцентрировать на его коррекции все усилия, то вероятность успеха очень велика.
В воспитании необходимо опираться на положительные качества детей (будь то желание стать сильным и заниматься спортом, любовь к животным или увлечение игрой на гитаре). Развитие положительного (так, чтобы оно захватило практически все интересы ребенка, стало стимулом к переоценке им своих поступков) очень часто оказывается тем звеном, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь — изменить направление развития личности, вывести ее из-под дурного влияния. Самая большая беда педагогов — столкнувшись с трудностями, неуправляемостью ребенка, грубостью, утратой контакта, опустить руки и надеяться, что все образуется само собой.
Преступность (в том числе подростковую) трудно искоренить, однако нужно стремиться к тому, чтобы подобных уродливых проявлений человеческого бытия было как можно меньше. Для того чтобы добиться желаемого результата, необходимо с раннего детства уделять пристальное внимание вопросам воспитания, в том числе правового.
Приложение 1.
Статьи из кодексов РБ, касающиеся несовершеннолетних.
(Правонарушения, преступления и ответственность)
Ст. 17.1 Кодекса об Административных правонарушениях Мелкое хулиганство
Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и др. умышленные действия, нарушающие общественный порядок и т.д., - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.
Ст. 17.3 Кодекса об Административных правонарушениях
Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде.
1.Распитие алкогольных напитков на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков, либо появление в общественном месте в пьяном виде, влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
2Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест
Статья 108. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Уголовная ответственность лица, совершившего преступление в возрасте до восемнадцати лет, наступает в соответствии с положениями настоящего Кодекса с учетом правил, предусмотренных настоящим разделом.
Статья 109. Виды наказаний
К лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, могут быть применены следующие наказания:
1) общественные работы
2) штраф;
3) лишение права заниматься определенной деятельностью;
4) исправительные работы;
5) арест;
5-1) ограничение свободы - к лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора;
6) лишение свободы. (В редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)
Статья 110. Общественные работы
Общественные работы назначаются осужденному, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от тридцати до ста восьмидесяти часов и заключаются в выполнении в свободное от учебы или основной работы время работ, посильных для такого лица. Продолжительность исполнения данного вида наказания не может превышать трех часов в день и трех дней в неделю.
Статья 111. Штраф
Штраф назначается лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, если оно имеет самостоятельный заработок или имущество, в размере, не превышающем двадцатикратного размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, а за корыстное преступление - стократного размера такой базовой величины. (В редакции Закона Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 75, 2/861.)
Статья 112. Лишение права заниматься определенной деятельностью
Лишение права заниматься определенной деятельностью назначается лицу, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от одного года до трех лет.
Статья 113. Исправительные работы
1.Исправительные работы назначаются лицу, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от двух месяцев до одного года по месту работы.
2. Из заработка осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до пятнадцати процентов.
Статья 114. Арест
Арест назначается лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, на срок от одного до трех месяцев.". (В редакции Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 83, 2/974.)
Статья 114-1. Ограничение свободы
Ограничение свободы назначается лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от шести месяцев до трех лет. (Введена Законом Республики Беларусь от 4 января 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)
Статья 115. Лишение свободы
1. Лицу, впервые совершившему в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, наказание в виде лишения свободы не назначается.
2. Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, срок наказания в виде лишения свободы не может превышать:
1) за менее тяжкое преступление - трех лет;
2) за тяжкое преступление - семи лет;
3) за особо тяжкое преступление - десяти лет;
4) за особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека, - пятнадцати лет.
3. Лицу, не достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в воспитательной колонии.
4. Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет и достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в исправительной колонии общего режима. (В редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Реcпублики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)
Статья 116. Назначение наказания
1. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются, кроме обстоятельств, указанных в статьях 62, 66, 67 и 69 настоящего Кодекса, условия его жизни и воспитания, степень психического развития, состояние здоровья, иные особенности личности, а также влияние других лиц.
2. Лицу, совершившему в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно тяжкое или особо тяжкое, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать двенадцати лет.
3. Лицу, совершившему в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно тяжкое или особо тяжкое, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать пятнадцати лет.
4. Лицу, совершившему в возрасте до восемнадцати лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать семнадцати лет.
5. Окончательное наказание в виде лишения свободы по совокупности приговоров несовершеннолетнему не может быть назначено на срок более двадцати лет. (В редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)
Статья 117. Осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера
1. Если в процессе судебного рассмотрения будет установлено, что исправление несовершеннолетнего, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности, или впервые совершившего менее тяжкое преступление, возможно без применения уголовного наказания, суд может постановить обвинительный приговор и назначить такому лицу вместо наказания принудительные меры воспитательного характера.
2. В соответствии с частью первой настоящей статьи суд может назначить следующие принудительные меры воспитательного характера:
- предостережение, заключающееся в разъяснении несовершеннолетнему последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом;
- возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему;
- возложение на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, обязанности возместить своими средствами или устранить своим трудом причиненный ущерб при условии, что несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и размер ущерба не превышает его среднемесячного заработка (дохода). В ином случае возмещение ущерба производится в порядке гражданского судопроизводства;
- ограничение свободы досуга несовершеннолетнего на срок от одного до шести месяцев, заключающееся в возложении на него обязанности соблюдения определенного порядка использования свободного от учебы и работы времени. Суд может предусмотреть запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома в определенное время суток, обязанность являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего;
- помещение несовершеннолетнего на срок до двух лет, но не долее чем до достижения им восемнадцатилетнего возраста в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Пребывание осужденного в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении может быть прекращено досрочно судом, если несовершеннолетний исправился и нет необходимости в дальнейшем применении указанной принудительной меры воспитательного характера, а равно в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих нахождению осужденного в этих учреждениях.
3. Условия содержания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
4. В течение срока судимости при применении принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных пунктами 1-4 части второй настоящей статьи, за несовершеннолетним осуществляется профилактическое наблюдение и на него возлагаются обязанности, предусмотренные частью второй статьи 81 настоящего Кодекса.
5. В случае злостного уклонения несовершеннолетнего в течение срока судимости от исполнения принудительной меры воспитательного характера суд по представлению органа, ведающего ее исполнением, может заменить данную меру на более строгую, предусмотренную частью второй настоящей статьи.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Об административной ответственности
за неисполнение обязанностей по сопровождению несовершеннолетних в ночное время.
Бесконтрольное времяпровождение несовершеннолетних, особенно, в вечерние часы, создаёт благоприятные условия для совершения ими правонарушений либо приводит к тому, что подростки сами становятся жертвами противоправных действий других лиц.
Поэтому за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетних в ночное время вне жилища предусмотрена административная ответственность родителей или лиц, их заменяющих по ст. 17.13 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В качестве мер административного взыскания за неисполнение указанных обязанностей предусмотрены предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 базовых величин, то есть, до 42 бел.руб. рублей.
Повторное в течение 1 года после наложения взыскания за такое же нарушение неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения влечет наложение штрафа в размере от 2 до 5 базовых величин, то есть, от 42 бел. руб. до 1060бел.рублей.
Без сопровождения вне жилища в ночное время не могут находиться несовершеннолетние в возрасте до 16 лет. Родители или лица, их заменяющие, обязаны сопровождать ребенка непосредственно сами либо же поручить сопровождение иному совершеннолетнему лицу.
Ночным временем, в течение которого должно быть обеспечено сопровождение, является период с 23.00 до 06.00 часов. Данные временные ограничения распространяются не только на будние, но и на выходные дни недели.
После обнаружения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет сотрудники органов внутренних дел в целях установления личности выясняют его фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения, а также фамилии, собственные имена, отчества, данные о регистрации по месту жительства (пребывания) его законных представителей, контактный телефон и иную информацию, необходимую для установления местонахождения законных представителей. При необходимости подросток может быть доставлен в территориальный орган внутренних дел.
После установления личности несовершеннолетнего сотрудники органов внутренних обязаны незамедлительно принять меры по информированию законных представителей о его местонахождении.
Несовершеннолетний, в течение трех часов после его обнаружения подлежит передаче законному представителю либо по их поручению иным совершеннолетним лицам или доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства несовершеннолетнего.
Запрещается передавать несовершеннолетнего законным представителям либо совершеннолетним лицам, не имеющим при себе документов, удостоверяющих их личность, либо находящимся в состоянии алкогольного опьянения и (или) в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных,
токсических и других одурманивающих веществ, а также с явными признаками психического расстройства (заболевания).
В случаях же, когда местонахождение законных представителей не будет установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать им ребенка, либо не дали поручения о передаче ребенка иному совершеннолетнему лицу или же находятся в состоянии, когда передача им ребенка запрещена, дети будут доставляться в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства несовершеннолетнего.
Профилактика краж
Для того чтобы предупредить кражу, необходимо предпринять комплекс мер, указанных ниже. В каком объеме делать эти мероприятия – решать Вам!
Не оставляйте дверь открытой, даже на минутку выйдя из комнаты.
Не оставляйте комнату без присмотра при нахождении в ней посторонних лиц.
Не будьте излишне доверчивы.
Старайтесь поменьше рассказывать соседям или знакомым о наличии в комнате крупных сумм денег, драгоценностей или каких-то ценных предметов – к примеру, редкой коллекции марок или дорогой скрипки.
Познакомьтесь и подружитесь с соседями, которые полностью зная ваши привычки, могут заподозрить неладное и вмешаться в случае странного движения или шума.
Не оставляйте на виду или слишком легко доступными дорогие вещи.
Значимой проблемой остается совершение краж путем свободного доступа. Большинство из них происходит по вине самих потерпевших. Неосмотрительно оставляя открытой входную дверь и находясь при этом дома, хозяева дают возможность злоумышленникам беспрепятственно проникать в свои жилища и совершать хищения.
К сведению!
Статья 10.5Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях – мелкое хищение – предусматривает наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.
Статья 205 Уголовного Кодекса Республики Беларусь – кража – наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Соблюдая рекомендации, Вы можете предупредить преступление, а это значительно легче, чем найти лиц, совершивших его.
«Трудные дети»- это, как правило, жертвы полного или частичного неприятия учителей или родителей.
Развитие любого общества полностью зависит от воспитания и обучения его поколений. И здесь трудно переоценить роль учителя, педагога- организатора и руководителя учебно- воспитательного процесса.
Педагог должен быть готов, что к нему обратится ребенок, страдающий от насилия, поэтому ему необходимо обладать определенной информацией о том, что предпринять в данной ситуации.
ЛЮБОМУ ПЕДАГОГУ БУДЕТ ПОЛЕЗНО СЛЕДУЮЩЕЕ.
1. Знать общие признаки насилия.
2. Быть наблюдательным: замечать любые изменения в поведении ребенка, его эмоциональной сфере, учебной деятельности.
3. В том случае, если педагог предполагает, что в отношении ребенка проявляется насилие, ему следует обратиться к классному руководителю, социальному педагогу, психологу школы.
4. Разговаривая с ребенком, стараться поменьше задавать ему вопросов, не допрашивать его. Ваша роль – выслушать все, что расскажет ребенок САМ.
5. При выявлении педагогом насилия в среде сверстников ему также необходимо предпринять какие- либо действия (либо самостоятельно, либо обратиться за помощью к специалистам).
6. Не допускать со своей стороны неуважения, пренебрежения, неприятия по отношению к детям. При наличии у педагога собственных проблем – обратиться за помощью к специалисту.
Дети, подвергшиеся насилию, как правило, не склонны сами обращаться за помощью. Не известно, кого из окружающих взрослых ребенок выберет своим доверенным лицом и кому расскажет о проблеме. Зачастую взрослые видят детей как проблему, а не детей с их проблемами.
Существует три фактора, определяющих причину наибольшей уязвимости детей как части общества.
1. Отсутствие информации у детей. Если ребенок не будет информирован о том, что он имеет право на защиту от жестокого обращения или не получит знаний по правилам безопасного поведения, он сразу становится уязвимым. Ребенок должен знать, что ему нужно сделать для того, чтобы остаться в безопасности, какими правилами нужно руководствоваться.
2. Бессилие и зависимость детей. Ребенок бессилен и зависим от взрослых. Дети должны получить информацию о том, что власть взрослых не безгранична, и существуют случаи, когда права детей оказываются выше власти взрослых. Ребенок должен знать, что у него есть право сказать «Нет» человеку, который его пугает или делает больно.
3. Изолированность детей. Несмотря на кажущуюся легкость коммуникативных отношений между детьми, они очень изолированы друг от друга. Чувствуя себя бессильными, дети редко обращаются за помощью к другим детям, среди которых могут быть ребята, уже информированные о жестоком обращении и правилах безопасного поведения.
Осуществляя деятельность по предупреждению насилия над ребенком, насилия в семье педагог должен знать, что оно бывает:
словесное или психологическое: оскорбления, крики, пренебрежительное отношение, вмешательство в личную жизнь и др.;
экономическое: запрещение на работу вне дома, отбирание денег или предоставление недостаточного количества денег для жизни, сокрытие доходов и др.;
сексуальное: непристойные сексуальные взгляды, прикосновения, разговоры, изнасилование, в том числе мужем и др.;
физическое: шлепки, пощечины, избиение, удушение, связывание, а также другие действия, направленные на причинение боли.
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ УКАЗЫВАТЬ НА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ:
1. Неумение сосредоточиться. Проблемы с произвольным вниманием, памятью.
2. Низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе и другим, самоистязание. Истязание животных.
3. Недоверие к взрослым.
4. Плохое настроение, длящееся продолжительное время.
5. Неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессии.
6. Постоянное присутствие таких чувств, как вина, страх, стыд, смущение.
7. Повышенная тревожность, депрессии.
ПЕДАГОГАМ СЛЕДУЕТ ИНФОРМИРОВАТЬ ДЕТЕЙ О ПРОБЛЕМЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НИМИ И ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ!
Государственное учреждение «Лунинецкий территориальный центр социального обслуживания населения»
Рекомендации для педагогов и родителей
«Если ты пострадал от домашнего насилия
QR-код
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
Для чтения QR-кода необходимо: мобильный телефон с тыловой или фронтальной камерой и приложение, которое превратит камеру в сканер. Независимо от того, какое приложение вы установите на свой смартфон, алгоритм действий будет схожим: установить и запустить приложение; навести объектив камеры на QR-код; дождаться, когда приложение распознает код; произвести действие, зашифрованное в коде.
г. Лунинец
ул. Фрунзе, 6
каб. 15, 22; тел. 6-52-11; 6-52-81
круглосуточно: 2-40-98
горячая линия: 6-51-76
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ?»
Ни для кого не секрет, что в настоящее время подростку совсем не сложно купить спиртные напитки, ровно, как и сигареты. В каждом районе каждого города страны есть небольшие магазины, продавцы которых не обращают внимания на возраст покупателя. Да и сами подростки, предпочитающие употреблять алкоголь в компании, отправляют в магазин того, кто выглядит старше других, и потому административными мерами решить вопрос потребления алкоголя подростками сложно.
И потому следует смотреть, каким образом можно изменить эту ситуацию, воздействуя на детей социальными методами в семье или учебном заведении.
Почему подросток покупает пиво? Родителям, которые сами регулярно употребляют дома спиртное, и делают это на глазах у ребенка, вообще не стоит задавать такой вопрос. Возможно, в первый раз он попробовал спиртное даже дома. Такой случай можно назвать одним из самых сложных, поскольку избавить подростка от пагубного пристрастия будет крайне сложно. В первую очередь, работать над собой здесь придется его родителям. Им придется раз и навсегда отказаться от привычки употреблять спиртное дома, при ребенке. Для ребенка поведение родителей является примером, и все их пагубные привычки будут приниматься им как должное.
Одним словом: не желаете проблем с ребенком - не показывайте ему дурной пример.
Как показывает практика, дурные привычки становятся отрадными и ряду вполне благополучных ребят. Происходит это в том случае, если родители имели неосторожность слишком настойчиво оберегать детей, и в итоге все их наставления стали восприниматься ребенком от обратного.
Чтобы не спровоцировать своего ребенка на нездоровый интерес к спиртному, не стоит настойчиво и ежедневно объяснять ему о вреде таких увлечений. Ребенок не глуп: ему достаточно объяснить всего один-два раза, чтобы он понял вашу точку зрения. Ежедневные же нравоучения станут насилием над мозгом подростка и будут провоцировать его на нарушение норм, о которых шла речь.
Если ребенок попадает в компанию такого рода, где употребление спиртного считается нормой, оградить его от этого становится весьма сложно.
Единственный выход здесь заключается в смене компании ребенка за счет привития ему новых интересов. Можно предложить ему заняться спортом, теми же боевыми искусствами, и в ходе тренировок он найдет себе новых друзей. Можно направить его в один из патриотических клубов или лагерей, где он так же найдет для себя новые жизненные принципы и откажется от старой компании.
Но все же главная работа по предупреждению раннего употребления алкоголя подростком должна проводиться дома. С детских лет сын или дочь должны знать о вреде употребления алкоголя, а равно и о том, что такие действия считаются аморальными и антиобщественные.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПРИЗНАКИ РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ
И НАРКОТИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»
1. Ребенок в семье отстраняется от родителей, часто и надолго исчезает из дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.
2. У него меняется круг общения, прежние друзья исчезают, новые предпочитают как можно меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о себе.
3. Ваш «семейный» дом постепенно превращается в «штаб-квартиру» - часто звонит телефон, Ваш ребенок в присутствии посторонних не разговаривает открыто, а использует намеки, жаргон, условные «коды».
4. Меняется характер ребенка. Его не интересует то, что раньше имело значение: семья, учеба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.
5. Его состояние немотивированно меняется: он то полон энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.
6. У ребенка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у Вас деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.
7. Иногда Вы наблюдаете необычное состояние Вашего ребенка: оно может быть похоже на опьянение, но без запаха алкоголя. Может быть нарушена координация движений, речь, появляется нелепый смех, зрачки расширены или сужены. Конкретные признаки опьянения зависят от вида вещества.
ЧТО ТАКОЕ "НАСВАЙ"?
Министерство здравоохранения Республики Беларусь в пределах своей компетенции рассмотрело письмо Министерства внутренних дел Республики Беларусь с просьбой дать определение веществу «насвай» для целей уголовного законодательства и сообщает следующее:
Название этого вещества, по-видимому, связано с тем, что раньше для его изготовления применяли растение «нас». Сейчас основным компонентом являются махорка или табак. Добавляют в смесь также гашеную известь, золу различных растений, верблюжий кизяк или куриный помет, иногда масло. Некоторые источники сообщают о добавлении в состав сухофруктов и приправ. По другим данным, «насваем» считается табачная пыль, смешанная с клеем, известью, водой или растительным маслом, скатанная в шарики. В Средней Азии, где «насвай» пользуется огромной популярностью, рецепты его приготовления разные, и часто табачная пыль в смеси вообще отсутствует. Ее могут заменять более активными веществами.
Большинство компонентов смеси вещества «насвай» призваны выполнять формообразующую функцию при гранулировании пылеобразных отходов табачного производства. Известь изменяет реакцию среды и способствует всасыванию никотина в кровь через слизистую оболочку ротовой полости. Этому же способствует и куриный помет, а некоторые источники информации утверждают, что его добавляют в смесь при отсутствии извести.
Известны различные виды «насвая»: ташкентский, ферганский, андижанский и другие. Могут использоваться и различные другие названия: насыбай, пацвай, анасвай, асмай, атмай.
Внешний вид насвая описывают по-разному. В одних случаях это зеленые шарики, в других серовато-коричневый порошок. Есть мнение, что свежий «насвай» выглядит как крупные, пропитанные, зеленые зернышки, а несвежий больше похож на порошок и имеет почти черный цвет. Некоторые производители продают «насвай» в порошке.
Фабрично «насвай» не изготавливается. Его производство организуется в домашних условиях. «Насвай» иногда называют жевательным табаком, но его не жуют.
Имеются сообщения о четырех местах применения «насвая»: под нижней или верхней губой, под языком и в носовой полости.
Насвай закладывают под нижнюю, или верхнюю губу и держат там, в ожидании эффекта. При закладывании его в рот стараются не допустить попадания порошка на губы, которые в таком случае покрываются волдырями и язвами. Потребители подчеркивают недопустимость проглатывания обильно выделяющейся слюны. Проглоченные слюна или крупинки зелья могут вызвать тошноту, рвоту и жидкий стул.
Выделяют краткосрочные последствия потребления "насвая": сильное местное жжение слизистой ротовой полости, тяжесть в голове, а позднее и во всех частях тела, апатия, резкое слюноотделение, головокружение, расслабленность мышц.
При длительном потреблении перестают замечаться такие проявления, как жжение, неприятный запах и вкус. Но, вероятно, именно тогда запах становится очевидным для всех окружающих. Потребители также предупреждают новичков о том, что нельзя сочетать «насвай» с алкоголем в силу непредсказуемости эффектов.
По данным узбекских онкологов, 80% случаев рака языка, губы и других органов полости рта, а также гортани были связаны с долгосрочным потреблением «насвая».
Поскольку «насвай» содержит экскременты животных, то, потребляя его, чрезвычайно легко заразиться разнообразными кишечными инфекциями и паразитарными заболеваниями, включая вирусный гепатит.
Садоводы знают, что будет с растением, если его полить неразбавленным раствором куриного помета: оно "сгорит". Врачи подтверждают: то же самое происходит в организме человека: страдают в первую очередь слизистая рта и желудочно-кишечный тракт. Длительный прием «насвая» может привести к язве желудка.
Поскольку основным действующим веществом «насвая» является табак, развивается также никотиновая зависимость. Специалисты из Кыргызстана, где потребление «насвая» распространено давно, высказывают мнение, что эта форма табака более вредна, чем курение сигарет, т.к. человек получает большую дозу никотина, особенно в связи с воздействием извести на слизистую оболочку ротовой полости.
Казахстанские наркологи считают, что в некоторые порции «насвая» могут добавляться иные наркотические вещества, помимо табака. Таким образом, у потребителей «насвая» может развиться не только никотиновая зависимость, но также и зависимость от других химических веществ.
«Насвай» можно отнести к числу психотропных веществ. Его употребление подростками отражается на их психическом развитии - снижается восприятие и ухудшается память, дети становятся неуравновешенными. Потребители сообщают о проблемах с памятью, постоянном состоянии растерянности. Следствиями употребления становятся изменение личности подростка, нарушение его психики.
У детей употребление «насвая» очень быстро переходит в привычку, становится нормой. Вскоре подростку хочется уже более сильных ощущений. А если подросток покупает для себя «насвай» с такой же легкостью, как жевательную резинку, то нет никакой гарантии, что в ближайшем будущем: он не попробует сильные наркотики.
Потребители «насвая» сообщают о разрушении зубов.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
По своему действию «насвай» можно отнести к числу психотропных веществ. Его употребление подростками отражается на их психическом развитии: снижается восприятие и ухудшается память, дети становятся неуравновешенными. Потребители «насвая» сообщают о проблемах с памятью, постоянном состоянии растерянности. Следствиями употребления «насвая» становятся изменение личности подростка, нарушение его психики.
Регулярное употребление «насвая» вызывает привыкание к нему. В некоторые порции «насвая» могут добавляться иные наркотические вещества, помимо табака. У потребителей «насвая» может развиться не только никотиновая зависимость, но также и зависимость от других химических веществ. У детей употребление «насвая» очень быстро переходит в привычку, становится нормой. Вскоре подростку хочется уже более «сильных ощущений».
Употребление «насвая» может способствовать к переходу на употребление наркотических средств и других психотропных веществ.
Дополнительно сообщаем, что подпунктом 3.2 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» на территории Республики Беларусь запрещается производство и оборот некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания, изготовленных из табака, извести и другого нетабачного сырья либо частично или полностью изготовленных из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов, к таким некурительным табачным изделиям, в частности, относится насвай.
Из материалов сайта mvd.gov.by/