Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Об учреждении

«Самая первая»

У каждого человека есть своя биография, у здания – своя история. Часто их судьбы переплетаются так прочно и надёжно, что становятся единым целым на всю жизнь. Так было и у нашей школы №1.

Согласно сведениям Национального исторического архива Беларуси, первое учреждение образования в Лунинце появилось в 1850 году. 

С начала XVII века Лунинец входил в состав Дятеловичского монастыря, позднее – самого богатого в Минской епархии. Основатели обители завещали: “чтобы из доходов оного монастыря всегда содержимо было по 12 монашествующих, по 12 вдов и 12 сирот, коих последних и обучать”. После Отечественной войны 1812 г. монастырь постепенно беднел и в 1855 г. был закрыт. Но все же накануне закрытия монахи передали свет просвещения, основав школу села Лунинец. Она открылась в 1850 г. и называлась начальное народное училище.

В селе Лулинец с 12 ноября 1864 г. учителем был Иван Иванович Полховский “с жалованием 150 р. и квартирой”. С 1 января 1868 г. Закон Божий преподавал священник Андрей Бернадский – “жалование 25 р.”. В 1891 г. в училище обучалось 38 мальчиков и 5 девочек. В это время работали учитель Ф.В. Шиш (преподавал учебные предметы) и священник А.Я. Бернадский (Закон Божий). В 1905-1906 гг. учителем был Т.И. Корытько, помощником учителя – В.Н. Прорвич (дочь священника), Закон Божий преподавал священник Николай Прорвич. В 1913 г. учительствовали муж и жена Евгений и Евдокия Шахотько.

После строительства Полесских железных дорог стали возводиться производственные здания для станции и депо, а также дома для железнодорожников на восточной части села – в урочище Залесье, нынешнем самом современном микрорайоне Лунинца.

Управление Полесских железных дорог, заботясь о грамотности своих служащих, осознавало, что для будущих работников недостаточно начального народного училища. В январе 1890 г. Управление обратилось в Совет Минского Епархиального Свято-Николаевского братства с предложением открыть в Лунинце церковно-приходскую школу. Уже через месяц было выделено помещение для школы и квартира для учителя. Управление обязалось платить учителю 240 руб. в месяц, а преподавателю Закона Божиего – 60 руб., оплачивать отопление и освещение школы. Торжественное открытие школы состоялось 17 апреля 1890 г. и было описано в «Минских епархиальных ведомостях». Кроме жителей Лунинца, на церемонию приехали гости из Управления Полесских железных дорог, руководство станции и депо, духовенство из Минска.

Ровно в 10 час. утра удары колокола собрали много людей на площади перед церковью, откуда до здания ЦПШ состоялся крестный ход. Возле школы освятили икону Святителя Николая, которую подарил начальник депо Николай Яковлевич Заливацкий (в дальнейшем он возглавил попечительский совет школы). Священник сказал речь, потом состоялся молебен, после которого прозвучали здравицы в честь императора и его семьи, Священного Синода, руководства железной дороги. Потом крестный ход вернулся в церковь.

В корреспонденции выражалась благодарность организаторам «по случаю открытия школы... Теперь остается только пожелать, чтобы учителя и ученики в школе – первые – своим трудом, вторые – отличными успехами и поведением полностью оправдали заботы о них со стороны Управления Полесских железных дорог, и эти надежды наши справедливо возлагают на школу родители учеников и местное общество».

Совет Епархиального братства и Епископ Минский Симеон утвердили учителем Льва Роздяловского, который в 1889 г. окончил курс Минской духовной семинарии. Через три года он был рукоположен во священника и служил за пределами нашего района, но именно его справедливо называем первым учителем первой средней школы в Лунинце.

В пользу того, что учебное заведение  имело более высокий статус в сравнении с народным начальным училищем, говорит один из фактов истории первой школы по праву гордится, что будущий основатель белорусской литературы Якуб Колас в 1911-1912 гг. жил в комнате для учителя народного училища и давал частные уроки юным лунинчанам.

В то время «политический неблагонадежный» Константин Михайлович Мицкевич не имел права работать учителем. Благодаря доброму другу в Лунинце, он давал знания ученикам народного начального училища, которые, закончив его, стремились повышать образование в железнодорожном училище. Так что с полным правом утверждаем: среди выпускников нашей школы – также ученики Якуба Коласа.

1 января 1906 г. Лунинецкая двухклассная церковно-приходская школа была преобразована в двухклассное сельское училище Министерства народного просвещения. Позднее школа вновь изменила название – на железнодорожное училище.

Для учреждения образования построили новое здание красивой архитектурной формы – угловое крыльцо и два крыла с помещениями для классов. Оно сохранилось и впечатляет оригинальностью постройки (расположено по адресу: ул. Гомельская, 3, где с конца 1940-х гг. размещалась железнодорожная больница, а ныне – больница сестринского ухода ЦРБ).

С 1 сентября 1909 г. из училища было выделено одноклассное (вскоре ставшее двухклассным) женское училище. В 1915 г. оно имело два здания: площадью 86,42 (каменное) и 53,48 (деревянное) квадратных саженей.

Училище размещалось приблизительно там, где ныне находится костел Св. Иосифа Обручника, – его левая стена была тыльной стеной школы, снесенной в 1930-е гг.

Здесь была открыта домовая железнодорожная церковь в честь благоверного великого князя Александра Невского, приписанная к Лунинецкой Крестовоздвиженской церкви. К школе-храму вела красивая дорога: от железнодорожной бани, вдоль станции и рампы, шла аллея с фонтанами.

Выпускник Минской духовной семинарии, который служил с 1896 г., Александр Перепечин был одновременно священником железнодорожной церкви, заведующим школой и учителем Закона Божия. Преподавали детям учителя Кондрат Чурко, Тимофей Глебко, Федор Жуховец, Иван Яцевич, учительница Мария Андреевская, заведующая бурсой (общежитием) при мужской школе Елена Андреевская.

В ноябре 1918 г.  будущий знаменитый авиаконструктор дважды Герой Соцтруда Павел Осипович Сухой приехал в Лунинец и работал здесь учителем математики нашей школы до мая 1919 г. Покинул Лунинец перед захватом города польскими легионерами…

В период гражданской и советско-польской войн Лунинец переходил из рук в руки. В июле 1919 г. Лунинец «был захвачен» генералом Листовским. Через некоторое время Красная Армия освободила Лунинец, но вскоре вновь отступила. По всему было видно, что Польша утверждается на «крэсах всходних» (как именовали Западную Белоруссию в польских официальных изданиях) всерьез и надолго.

Благородную цель – сохранить в Лунинце учреждение образования с преподаванием на русском языке – поставило действовавшее в городе Русское благотворительное общество им. графа Льва Толстого. На его средства в 1919 г. открылось частное русское реальное училище. Обучение было платным. Ученики занимались в том же здании, где ранее находилось железнодорожное училище.

После заключения Рижского мирного договора в 1921 г. польские власти потребовали освободить капитальное здание.

Коллектив частного русского реального училища (с 1923 г. переименован в гимназию) перешел в приспособленные помещения (хозяйственные постройки во дворе дома Паниных на ул. Смоленской). Несмотря на трудности, учителя давали блестящие знания, а ученики показывали блестящие результаты. Выпускники «реалки» (легенда образования Лунинца осталась в истории под этим названием) легко поступали в университеты Варшавы и Вильно. Когда в 1925 г. вузы в Польше перевели на польский язык, лунинчане становились студентами университетов Германии, Бельгии, Франции.

Польские власти преследовали «реалку», считая ее «оплотом» пророссийских и просоветских идей. В 1927 г. они довели до самоубийства директора частной русской реальной гимназии Николая Николаевича Царевского (он был директором жд. училища, когда там работал П.О. Сухой. Но его соратники сохранили «реалку» для тех, кто был здесь первоклассником в 1919 г. Через 10 лет обучения, в 1929 г., аттестаты о среднем образовании получили оставшиеся здесь ученики (среди них были и жители Пинска, где русская реальная гимназия закрылась в 1927 г.).

После закрытия «реалки» некоторые учителя стали работать в других школах Лунинца, некоторые – выехали за пределы нашего города.   

В память о преподавателе истории «реалки», прекрасном лингвисте, владевшим несколькими иностранными языками (в том числе греческим и латынью), Николае Петровиче Анцукевиче (17.02.1892-21.12.1971) ежегодно проводятся историко-филологические чтения в гимназии г. Лунинца.

Здание ж.д. училища, из которого была изгнана «реалка», в 1921 г. заняла государственная польская гимназия имени Владислава Ягелло. Здесь на протяжении 7 лет обучались, прежде всего, дети государственных служащих и военных.

Можно отметить, что в середине 1930-х гг. польские власти приступили к возведению нового, трехэтажного, здания гимназии (по нынешней улице Красная), но не успели завершить его к 1939 г.

Достойны уважения и памяти педагоги, которые работали в польской гимназии. Назовем два имени выпускников польской гимназии, которых по праву называем легендами образования Лунинца: это учитель химии Георгий Антонович Костюченко и учитель математики Емельян Емельянович Кирикович... 

Многие учителя периода Польши были необоснованно репрессированы (некоторые из них реабилитированы, благодаря чему их имена удалось восстановить для истории), многие – отстранены от учебного процесса.

В 1939 г. в здании «повшехной школы» открыта снова городская школа.

Здание «повшехной» школы было взорвано фашистами при отступлении в июле 1944 г.

    После освобождения Лунинетчины от немецко-фашистских захватчиков, отдел образования выделил несколько зданий, значительно отдалённых друг от друга, для обучения детей: на  Залесье, по улице Красной, по улице Пролетарской (сейчас Гагарина), в котором сейчас находится социальный приют, по улице Припятской.
    С августа 1945 года  школу возглавил молодой энергичный фронтовик Громыко Дементий Алексеевич, результатом огромных трудов явилось то, что с 1946 года школа разместилась в едином 2-х этажном здании по улице Пролетарской (ныне улица Гагарина, 12).  Школа за короткий период стала лучшей среди учебных заведений Пинской области. В ней работал молодой, дружный, творческий педколлектив. 
    В начале 1961 года было построено 3-х этажное новое здание для СШ №1 по улице Гагарина  11 (на месте бывшего народного начального училища и «повшехной» школы), а с 1 сентября состоялось торжественное её открытие. С этого времени школа размешалась в двух зданиях: новом и прежнем по улице Гагарина 12.

   И теперь наша школа №1 размешается в двух зданиях, только у начальных классов изменился адрес:  ул. Советская, 20.

Учительские семейные династии нашей школы

Плешкова Анастасия Владимировна (логопед) 
Некрашевич Григорий Григорьевич (учитель истории) 
Некрашевич Валентина Ивановна (учитель русского языка) 
Некрашевич Святослав Григорьевич (учитель истории, директор школы)

Командис Нина Васильевна (учитель белорусского языка) 
Гуденко Валентина Георгиевна (учитель начальных классов СШ № 4)
 
Ефимова Клавдия Корнеевна (учитель начальных классов) 
Ефимов Александр Васильевич (учитель химии)

Жиляева Мария Игнатьевна (учитель начальных классов) 
Козлова Татьяна Васильевна (учитель химии)
 
Малиновский Степан Григорьевич (учитель начальных классов)
Малиновский Александр Григорьевич (учитель истории, физкультуры) 
Малиновская Юлия Григорьевна (учитель русского языка)

Громыко Дементий Алексеевич (учитель истории, первый директор школы) 
Плешков Николай Павлович (учитель физики, математики) 
Громыко Лариса Дементьевна (учитель русского языка и литературы) 

Словы Баўкуновіч В.А. , Бірыла Г.Ф.

Музыка Вячорка М.І.

Палюбіць нашу школу так проста.
Тут шмат шчырых і сціплых дзяцей.
Яны прагнуць вучыцца выдатна,
Прапануюць шмат новых ідэй.

І жыве дух свабоды, павагі,
І ствараецца наш дабрабыт.
Атрымаем тут столькі увагі—
Чыстай, светлай, як неба блакіт.

Школа першая, родная школа -
Ты сумленне маё і адчай.
Тут дзяцінства маё праляцела,
Тут Радзіма мая, родный край.

Гэтай школы святло хай іскрыцца,
Нібы сонейка над галавой,
Каб маглі мы душой прытуліцца
Да яе, як да маці сваёй.

Усім настаўнікам шчырае дзякуй!
Вас шануем, як родных бацькоў!
І ніколі ў жыцці не забудзем
Гэтых радасных школьных званкоў.

Мы нашчадкі ад продкаў руплівых
Атрымалі ў спадчыну дар:
“Праслаўляйце, любіте Радзіму!” -
Ты на роднай зямлі—гаспадар

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель: повышение качества образования посредством создания благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации

Задачи:

1. Обеспечить качество образования на всех ступенях общего среднего образования через:

  • организацию учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, склонностей, способностей, в том числе, направленную на профильную и допрофильную подготовку;
  • использование современных образовательных и информационных технологий, активных форм и методов обучения и воспитания, способствующие формированию познавательного интереса учащихся;
  •  совершенствование работы с высокомотивированными и одарёнными учащимися

2. Совершенствовать уровень профессиональной компетенции педагогов через личностное развитие, повышение квалификации, овладение современными образовательными технологиями.

3. Воспитывать нравственно зрелую личность с высоким уровнем творческого потенциала, гражданской и правовой культуры, информационной компетентности через привлечение всех участников образовательного процесса к взаимодействию и партнерству.

 

Приоритетные направления работы школы.

1. Создание условий для развития творческих способностей одаренных детей в процессе исследовательской деятельности, в олимпиадном движении через стимулирование творческой инновационной деятельности педагогов.

2. Создание условий для обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.

3. Развитие и совершенствование электронной образовательной информационной среды школы как основного обучающего ресурса в повышении качества образования. Применение современных технологий в урочном процессе и внеурочной деятельности.

4. Создание обстановки психологического комфорта и безопасности жизнедеятельности обучающихся через совершенствование нравственно здоровых отношений в социальной среде, профилактику правонарушений несовершеннолетними, организацию физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни, создание адаптивной среды

5. Усиление роли социального партнерства школы с родителями, организациями и учреждениями, заинтересованными в решении образовательных и здоровьесберегающих проблем в развитии детей и подростков.

6. Формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных ценностей, экологической культуры, устойчивой мотивации к здоровьесбережению через совершенствование системы воспитательной работы, организацию внеурочной занятости, участию в молодежных организациях.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Повышение   среднего балла учащихся до 7,3
  2. Увеличение количества учащихся 11-х классов, сдавших выпускные экзамены на высоком и достаточном уровне до 85%, а 9-х до 55%.
  3. Увеличение среднего балла аттестата до 8,7 балла, свидетельства до 7,4.
  4. Повышение качества и результативности научно-исследовательской деятельности учащихся.
  5. Рост качественного состава педагогических кадров в образовании и квалификационной категории: педагогов с высшей категорией до 54 %, педагогов с I категорией до 34%.
  6. Увеличить численность членов ОО БРСМ до 40%
  7. Вовлечь в работу объединений по интересам не менее 80% обучающихся
  8. Повысить результативность участия в творческих конкурсах
  9. Повысить результаты участия в спортивных районных соревнованиях.