Памятка школьникам от психолога
Как планировать свою деятельность
▪ Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.
▪ Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.
▪ Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.
▪ Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.
▪ Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.
▪ Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.
▪ По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.
Как воспитывать волю
▪ Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.
▪ "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть", - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
▪ Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе".
▪ Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого - "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!
▪ Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
▪ Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.
Несколько полезных установок в общении
▪ Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
▪ Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
▪ Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
▪ Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.
▪ Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
▪ Научись принимать любого человека целиком, таким каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
▪ Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.
Как решать мысленные задачи
▪ Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении рамок условия.
▪ Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?
▪ Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.
▪ В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.
▪ Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность: почему они не годятся?
▪ Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.
Как развивать свой ум
▪ Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.
▪ Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.
▪ Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке.
▪ Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.
▪ Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности.
▪ Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!
▪ "Не позволяй твоему языку опережать твою мысль", - советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: "Где мало слов, там вес они имеют".
Как совершенствовать свои способности
▪ Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы.
▪ Раннее самоопределение конечно дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Из тысячи американцев-современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% - дважды, а 20% - свыше двух раз.
▪ Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши. У всех гениев есть только одна общая черта – огромное трудолюбие.
▪ Гете сказал: "Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет". Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.
▪ Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.
Как пользоваться своим воображением
▪ Воображение – сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и пораниться самому. Учись не следовать за этим воображением, а управлять им.
▪ Откажись от привычки давать воображению полную свободу.
▪ Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фантазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем – все равно что тушить костер керосином. Нужно не бороться с определенным образом, а думать о другом.
▪ Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.
▪ Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай обстановку и чувство отдыха. Дома, когда устанешь сядь, в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса и свое ощущение покоя и блаженства на природе. Ты отлично отдохнешь.
Как управлять своими эмоциями
▪ Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".
▪ Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
▪ Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".
▪ Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
▪ Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
▪ В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
Как произвести первое положительное впечатление
▪ Оденьтесь так, чтобы отвечать ожиданиям другого человека. Оденьте то, что, по мнению другого человека, будет подходящим для ситуации.
▪ Увидя человека, улыбнитесь. Улыбнитесь именно этому человеку.
▪ Установите и поддерживайте контакт глазами. Пока кто-нибудь из говорит, смотрите на человека, ни вниз и ни в сторону, но не переиграйте, не надо смотреть не отрываясь, как говорят, не пяльтесь. Поздоровайтесь первым и протяните руку.
▪ Рукопожатие должно быть крепким – не слабым, но и не костедробящим.
▪ Искренне приветствуйте входящего. Лучшая форма приветствия "Рад видеть Вас", чем "Как поживаете?"
▪ Называйте вошедшего по имени. Произносите его уверенно и твердо. Будьте уверены в том, что произносите имя правильно.
▪ Не говорите слишком тихо или слишком громко. Если говорить тихо, то люди могут решить, что вы в опасном положении. С другой стороны, возможно, некоторые могут считать громкость грубостью.
▪ Если Вы хозяин проявите знаки гостеприимства, предложите кофе и прохладительные напитки. Если Ваш гость является представителем другой культуры, заранее выясните, какие у него (нее) представления о гостеприимстве.
▪ Если встреча происходит в Вашем кабинете, встретьте человека при входе. Еще лучше встретить его (ее) около Вашего кабинета и проводить к себе.
▪ Если Вы гость, ведите себя так, чтобы не обидеть хозяина и других гостей. Изучите местные обычаи.
▪ Узнайте все, что возможно о человеке и его компании. Используйте свои знания во время беседы.
▪ Изучите основные правила этикета учтивости. Не перебивайте другого. Если вы сомневаетесь в своих знаниях, обратитесь к книге по современному деловому этикету.
Постарайтесь больше слушать, а не говорить! Вы будете выглядеть интеллигентным, уважающим и заботливым. Однако, если собеседник – хороший слушатель и хочет, чтобы вы поговорили, сделайте ему одолжение.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ НЕУВЕРЕННОСТЬ
- Взгляните на нервозность глазами психолога.
- Нервозность естественна и желательна.
- Ваши товарищи, конечно же, Вас поддержат.
а) Для многих из них речь тоже первая;
б) Ваша нервозность беспокоит их меньше, чем Вас;
в) Внешняя нервозность не приведет к потере очков.
- Вы должны быть хорошо подготовлены.
- Выберете хорошую тему и подготовьте хорошую речь, которая бы отражала Ваши знания и ясное видение цели.
- Репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно.
- Соберитесь перед началом.
- Используйте технику глубокого дыхания и релаксации.
- Практикуйтесь в реконструировании негативных мыслей.
- Представьте себе, как Вы успешно выступаете.
- Сфокусируйтесь на своем сообщении, а не на себе.
- Перед тем, как начать говорить, глубоко вздохните и установите зрительный контакт.
- Вы должны выглядеть уверенно, даже если и не ощущаете уверенность.
- Никогда не начинайте с извинений за свою нервозность.
- Говорите медленно и четко, не торопитесь.
а) делайте паузы для дыхания, где нужно.
- Продолжайте говорить, даже если Ваш язык мешает Вам.
б) если необходимо, повторите отдельную мысль, но никогда не начинайте свою речь сначала.
- Постарайтесь держать всю аудиторию в поле зрения.
- Используйте жесты, если это нужно для придания Вашим аргументам больше силы.
КАК СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМ ГНЕВОМ
ОБЩИЕ:
- Гнев – это существующие эмоции.
- Гнев находится на самой поверхности всех эмоций.
- Гнев, не нашедший выхода, является опасным как для нашего физического, так и эмоционального состояния.
СИМПТОМЫ ГНЕВА:
- Словесное оскорбление.
- Физическое насилие.
- Другие формы насилия.
- Условная любовь.
- Прекращение общения – тактика молчания.
- Намеренный отвод взгляда.
- Отсутствие прикосновения.
- Отсутствие способности здраво мыслить.
ПРИЧИНЫ ГНЕВА:
Гнев часто вызывается подростками – родители, ранее не испытывавшие гнева к своему ребенку, вдруг начинают гневаться на него, когда тот становится подростком.
- Бунтарское поведение подростков.
- Подростки ставят под сомнение власть и авторитет взрослых.
- Желание остановить подростков в « разрушении» своей жизни.
- Непонимание между поколениями.
- Недостаточно знаний в области самоконтроля и управления своим поведением.
Другие причины гнева, не связанные с подростками:
- Неразрешенный конфликт во взаимоотношениях.
- Низкая самооценка – чувство неполноценности.
- Неконтролируемый гнев в детстве и подростковом возрасте.
- Отсутствие дисциплины в детстве и подростковом возрасте.
- Физические причины – например травма головы.
- Подражание взрослым, выражающим свой гнев, будучи ребенком или подростком.
КАК ПРЕКРАТИТЬ РАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ:
- Разработать стратегию.
- Проанализировать гнев и предлагаемые методы решения.
- Вовлечь в беседу членов семьи.
Рекомендации социального педагога:
- постоянно держать на контроле результативность учебно-воспитательной работы проблемных учащихся;
- ранняя диагностика по выявлению проблемных учащихся и неблагополучных семей, начиная с нулевого класса и начальной школы;
- в течение второго полугодия 2003/2004 уч. года в ходе рейдов «Подросток», «Забота» продолжить обследование жилищно-бытовые условия семей учащихся школы;
- с целью самореализации личности трудных подростков обеспечить рациональную организацию их досуговой деятельности, привлекая их к кружковой, секционной и физкультурно-оздоровительной работе;
- с целью контроля работы с проблемными учащимися и их семьями активизировать работу Совета профилактики, социально-психологической службы во втором полугодии 2003/2004 учебного года, регулярно заслушивая отчеты классных руководителей согласно плана, регулярно проводить коррекционно-профилактические беседы, тренинги, семинары;
Выявление неблагополучных семей рекомендуется проводить в 4 этапа:
1 этап: Выявление неблагополучных семей. Сбор информации о проблемных семьях и детях.
2 этап: Анализ и обработка полученной информации, создания банка данных, списков
неблагополучных семей.
3 этап: Утверждение списков неблагополучных семей и передача их для совместной работы
по заинтересованным инстанциям (РУО, отдел опеки, районный отдел социальной защиты
населения, КДН, ИДН РУВД).
4 этап: Организация работы с неблагополучными семьями.
- индивидуальные и групповые формы взаимодействия с семьей;
- индивидуальные беседы;
- родительский университет;
- вызов на педконсилиум, на заседание Совета профилактики школы;
- Консультации для родителей;
- Рейды в семьи;
- Социальная поддержка семей.
Тест на лояльность в семье
- Если тебе приходится задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища)?
- Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральной уборкой, ремонт, заготовка дров), а тебя отправляют на улицу или к друзьям, или к родным, “чтобы не крутился под ногами”?
- Отложи книжку на минутку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не месте?
- Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестёр?
- Свои нужды (купить коньки, мяч, джинсы) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести её?
- Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь ещё какую-нибудь работу “от себя”, по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты ещё и всю обувь привёл в порядок)?
- Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? А может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?
- У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты своё нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым, недовольным лицом)?
- У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
- Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Ну вот. Было всего 10 вопросов. Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, знаки у тебя должны стоять такие: “+ - - + + + + - - -”.
Если знаки другие – подумай о причинах этого. Что ты можешь изменить уже сегодня, завтра…?
Как снять стресс.
Основоположник учения о стрессе Г. Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни».
Когда вам захочется ощутить прилив энергии, следуйте нашим советам:
- Выйдите погулять на несколько минут. Смена впечатлений, свежий воздух снимут стресс.
- Вдыхая через нос, думайте: «Я вдыхаю здоровье, а выдыхаю неприятности, токсины, болезни.
- Сделайте «березку». Побудьте в позе около 15-30 секунд. Прилив крови к голове значительно прояснит ее.
- Разыграйте кого-нибудь из домочадцев, посмейтесь вместе, посмотрите комедию или вспомните последний анекдот. Смех снимает напряжение и усталость.
- Вы должны вот-вот выскочить из дому. Перед тем как надеть туфли, сядьте, прикройте глаза и на 30 секунд перенеситесь к лесному костру или на пляж, где вечернее солнце мягко согревает, а шум волн убаюкивает. Через полминуты вы почувствуете себя отдохнувшим.
6. Считайте ваши удачи! На каждую сегодняшнюю неудачу или невезение, вероятно, найдется 10 или больше случаев, когда вам повезло! Подумайте о них.
7. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся и тревожатся.
- Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Не сидите, скрючившись в одном и том же положении весь день.
- Высыпайтесь. Если необходимо, испробуйте будильник для напоминания о том, что пора идти спать.
- Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом и рабочее место так, чтобы вы могли всегда найти вещи, которые ищете.
- Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь, не ворчите, не испытывайте недовольство другими.