Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Советы психолога

 

Памятка школьникам от психолога

 

Как планировать свою деятельность

▪ Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.

▪ Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.

▪ Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.

▪ Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.

▪ Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.

▪ Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.

▪ По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

 

Как воспитывать волю

▪ Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.

▪ "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть",  - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.

▪ Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе".

▪ Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого - "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!

▪ Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.

▪ Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.

 

Несколько полезных установок в общении

▪ Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.

▪ Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.

▪ Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.

▪ Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.

▪ Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.

▪ Научись принимать любого человека целиком, таким каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

▪ Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.

 

Как решать мысленные задачи

▪ Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении рамок условия.

▪ Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?

▪ Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.

▪ В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.

▪ Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность: почему они не годятся?

▪ Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.

 

Как развивать свой ум

▪ Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.

▪ Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.

▪ Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке.

▪ Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.

▪ Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности.

▪ Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!

▪ "Не позволяй твоему языку опережать твою мысль", - советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: "Где мало слов, там вес они имеют".

Как совершенствовать свои способности

▪ Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы.

▪ Раннее самоопределение конечно дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Из тысячи американцев-современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% - дважды, а 20% - свыше двух раз.

▪ Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши. У всех гениев есть только одна общая черта – огромное трудолюбие.

▪ Гете сказал: "Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет". Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.

▪ Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.

 

Как пользоваться своим воображением

▪ Воображение – сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и пораниться самому. Учись не следовать за этим воображением, а управлять им.

▪ Откажись от привычки давать воображению полную свободу.

▪ Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фантазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем – все равно что тушить костер керосином. Нужно не бороться с определенным образом, а думать о другом.

▪ Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.

▪ Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай обстановку и чувство отдыха. Дома, когда устанешь сядь, в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса и свое ощущение покоя и блаженства на природе. Ты отлично отдохнешь.

 

Как управлять своими эмоциями

▪ Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".

▪ Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

▪ Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".

▪ Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.

▪ Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.

▪ В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

 

Как произвести первое положительное впечатление

▪ Оденьтесь так, чтобы отвечать ожиданиям другого человека. Оденьте то, что, по мнению другого человека, будет подходящим для ситуации.

▪ Увидя человека, улыбнитесь. Улыбнитесь именно этому человеку.

▪ Установите и поддерживайте контакт глазами. Пока кто-нибудь из говорит, смотрите на человека, ни вниз и ни в сторону, но не переиграйте, не надо смотреть не отрываясь, как говорят, не пяльтесь. Поздоровайтесь первым и протяните руку.

▪ Рукопожатие должно быть крепким – не слабым, но и не костедробящим.

▪ Искренне приветствуйте входящего. Лучшая форма приветствия "Рад видеть Вас", чем "Как поживаете?"

▪ Называйте вошедшего по имени. Произносите его уверенно и твердо. Будьте уверены в том, что произносите имя правильно.

▪ Не говорите слишком тихо или слишком громко. Если говорить тихо, то люди могут решить, что вы в опасном положении. С другой стороны, возможно, некоторые могут считать громкость грубостью.

▪ Если Вы хозяин проявите знаки гостеприимства, предложите кофе и прохладительные напитки. Если Ваш гость является представителем другой культуры, заранее выясните, какие у него (нее) представления о гостеприимстве.

▪ Если встреча происходит в Вашем кабинете, встретьте человека при входе. Еще лучше встретить его (ее) около Вашего кабинета и проводить к себе.

▪ Если Вы гость, ведите себя так, чтобы не обидеть хозяина и других гостей. Изучите местные обычаи.

▪ Узнайте все, что возможно о человеке и его компании. Используйте свои знания во время беседы.

▪ Изучите основные правила этикета учтивости. Не перебивайте другого. Если вы сомневаетесь в своих знаниях, обратитесь к книге по современному деловому этикету.

Постарайтесь больше слушать, а не говорить! Вы будете выглядеть интеллигентным, уважающим и заботливым. Однако, если собеседник – хороший слушатель и хочет, чтобы вы поговорили, сделайте ему одолжение.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ НЕУВЕРЕННОСТЬ

  1. Взгляните на нервозность глазами психолога.
  1. Нервозность естественна и желательна.
  2. Ваши товарищи, конечно же, Вас поддержат.

а) Для многих из них речь тоже первая;

б) Ваша нервозность беспокоит их меньше, чем Вас;

в) Внешняя нервозность не приведет к потере очков.

  1. Вы должны быть хорошо подготовлены.
  1. Выберете хорошую тему и подготовьте хорошую речь, которая бы отражала Ваши знания и ясное видение цели.
  2. Репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно.
  1.                  Соберитесь перед началом.
  1. Используйте технику глубокого дыхания и релаксации.
  2. Практикуйтесь в реконструировании негативных мыслей.
  3. Представьте себе, как Вы успешно выступаете.
  4. Сфокусируйтесь на своем сообщении, а не на себе.
  5. Перед тем, как начать говорить, глубоко вздохните и установите зрительный контакт.
  1.                 Вы должны выглядеть уверенно, даже если и не ощущаете уверенность.

  1. Никогда не начинайте с извинений за свою нервозность.
  2.  Говорите медленно и четко, не торопитесь.

а) делайте паузы для дыхания, где нужно.

  1. Продолжайте говорить, даже если Ваш язык мешает Вам.

б) если необходимо, повторите отдельную мысль, но никогда не начинайте свою речь сначала.

  1. Постарайтесь держать всю аудиторию в поле зрения.
  2. Используйте жесты, если это нужно для придания Вашим аргументам больше силы.

 

КАК СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМ ГНЕВОМ

 

ОБЩИЕ:

  • Гнев – это существующие эмоции.
  • Гнев находится на самой поверхности всех эмоций.
  • Гнев, не нашедший выхода, является опасным как для нашего физического, так и эмоционального состояния.

 

СИМПТОМЫ ГНЕВА:

  • Словесное оскорбление.
  • Физическое насилие.
  • Другие формы насилия.
  • Условная любовь.
  • Прекращение общения – тактика молчания.
  • Намеренный отвод взгляда.
  • Отсутствие прикосновения.
  • Отсутствие способности здраво мыслить.

 

ПРИЧИНЫ ГНЕВА: 

Гнев часто вызывается подростками – родители, ранее не испытывавшие гнева к своему ребенку, вдруг начинают гневаться на него, когда тот становится подростком.

  • Бунтарское поведение подростков.
  • Подростки ставят под сомнение власть и авторитет взрослых.
  • Желание остановить подростков в « разрушении» своей жизни.
  • Непонимание между поколениями.
  • Недостаточно знаний в области самоконтроля и управления своим поведением.

 

Другие причины гнева, не связанные с подростками:

  • Неразрешенный конфликт во взаимоотношениях.
  • Низкая самооценка – чувство неполноценности.
  • Неконтролируемый гнев в детстве и подростковом возрасте.
  • Отсутствие дисциплины в детстве и подростковом возрасте.
  • Физические причины – например травма головы.
  • Подражание взрослым, выражающим свой гнев, будучи ребенком или подростком.

 

КАК ПРЕКРАТИТЬ РАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ:

  1. Разработать стратегию.
  2. Проанализировать гнев и предлагаемые методы решения.
  3. Вовлечь в беседу членов семьи.

                                                                          Рекомендации социального педагога:

-          постоянно держать на контроле результативность учебно-воспитательной работы проблемных учащихся;

-          ранняя диагностика по выявлению  проблемных  учащихся и неблагополучных семей, начиная с нулевого класса и начальной школы;

-          в течение второго полугодия 2003/2004 уч. года в ходе рейдов «Подросток», «Забота» продолжить обследование жилищно-бытовые условия семей учащихся школы;

-          с целью самореализации личности трудных подростков  обеспечить рациональную организацию их досуговой деятельности, привлекая их к кружковой, секционной и физкультурно-оздоровительной работе;

-          с целью контроля работы с проблемными учащимися и их семьями активизировать работу Совета профилактики, социально-психологической службы во втором полугодии 2003/2004 учебного года, регулярно заслушивая отчеты классных руководителей согласно плана, регулярно проводить коррекционно-профилактические беседы, тренинги, семинары;

Выявление неблагополучных семей рекомендуется проводить в 4 этапа:

             1 этап: Выявление неблагополучных семей. Сбор информации  о проблемных семьях и детях.

             2 этап: Анализ и обработка полученной информации, создания банка данных, списков

             неблагополучных семей.

             3 этап: Утверждение списков неблагополучных семей и передача их для совместной работы

            по заинтересованным      инстанциям (РУО, отдел опеки, районный отдел социальной защиты

            населения, КДН, ИДН РУВД).

             4 этап: Организация работы с неблагополучными семьями.

  • индивидуальные и групповые формы взаимодействия с семьей;
  • индивидуальные беседы;
  • родительский университет;
  • вызов на педконсилиум, на заседание Совета профилактики школы;
  • Консультации для родителей;
  • Рейды в семьи;
  • Социальная поддержка семей.

Тест на лояльность в семье

  • Если тебе приходится задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища)?
  • Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральной уборкой, ремонт, заготовка дров), а тебя отправляют на улицу или к друзьям, или к родным, “чтобы не крутился под ногами”?
  • Отложи книжку на минутку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не месте?
  • Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестёр?
  • Свои нужды (купить коньки, мяч, джинсы) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести её?
  • Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь ещё какую-нибудь работу “от себя”, по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты ещё и всю обувь привёл в порядок)?
  • Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? А может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?
  • У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты своё нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым, недовольным лицом)?
  • У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
  • Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

 

Ну вот. Было всего 10 вопросов. Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, знаки у тебя должны стоять такие:    “+ - - + + + + - - -”.

Если знаки другие – подумай о причинах этого. Что ты можешь изменить уже сегодня, завтра…?

 

Как снять стресс.

Основоположник учения о стрессе Г. Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни».

 

Когда вам захочется ощутить прилив энергии, следуйте нашим советам: 

  1. Выйдите погулять на несколько минут. Смена впечатлений, свежий воздух снимут стресс.
  2. Вдыхая через нос, думайте: «Я вдыхаю здоровье, а выдыхаю неприятности, токсины, болезни.
  3. Сделайте «березку». Побудьте в позе около 15-30 секунд. Прилив крови к голове значительно прояснит ее.
  4. Разыграйте кого-нибудь из домочадцев, посмейтесь вместе, посмотрите комедию или вспомните последний анекдот. Смех снимает напряжение и усталость.
  5. Вы должны вот-вот выскочить из дому. Перед тем как надеть туфли, сядьте, прикройте глаза и на 30 секунд перенеситесь к лесному костру или на пляж, где вечернее солнце мягко согревает, а шум волн убаюкивает. Через полминуты вы почувствуете себя отдохнувшим.

6.  Считайте ваши удачи! На каждую сегодняшнюю неудачу или невезение, вероятно, найдется 10 или больше случаев, когда вам повезло! Подумайте о них.

7.   Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся и тревожатся.

  1. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Не сидите, скрючившись в одном и том же положении весь день.
  2. Высыпайтесь. Если необходимо, испробуйте будильник для напоминания о том, что пора идти спать.
  3. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом и рабочее место так, чтобы вы могли всегда найти вещи, которые ищете.
  4. Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь, не ворчите, не испытывайте недовольство другими.