Из опыта реализации информационнообразовательного
проекта «ШАГ» – «Школа активного гражданина» в государственном учреждении образования «Средняя школа № 1 г. Лунинца» Брестской области
25.05.2024 г в рамках информационного-образовательного проекта "ШАГ" прошёл Единый день информирования для учащихся 8-11 классов по теме "Гордость за Беларусь. С заботой о здоровье ".
Гостями мероприятия были Кулеш Жанна Леонидовна, врач по медицинской профилактике ЦРБ, и Дмитриева Светлана Ивановна, психолог Лунинецкого РЦГ и Э.
Жанна Леонидовна начала свое вступительное слово с того, что здоровье является одной из главных жизненных ценностей, а сохранение и укрепление здоровья- это, в первую очередь, задача самого человека. В ходе просмотра презентации учащиеся ознакомились с системой здравоохранения в нашем районе. Жанна Леонидовна рассказала об основных составляющих здорового образа жизни, ответила на вопросы учащихся о профессии медика, о медицинских учебных заведениях, о достижениях Беларуси в области медицины.
Светлана Ивановна акцентировала внимание не только на физическом здоровье, но и на важности психологического благополучия. Психолог продемонстрировала видеоролики по профилактике суицидального поведения и вредности вейпов.
Гости призвали учащихся вести такой образ жизни, который направлен на улучшение и сохранение здоровья с помощью рационального питания, двигательной активности, морального настроя и отказа от вредных привычек.
28 марта в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ" прошло мероприятие для учащихся 9-11 классов на тему: «Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране". Гостем мероприятия был Адищев Виталий Николаевич, ветеран труда, в свое время занимал должность председателя совета депутатов, управляющего делами Лунинецкого райисполкома. Особое внимание участники мероприятия уделили обсуждению вопросов молодежной кадровой политики, понятиям "активная гражданская позиция", "лидерство", гражданская ответственность", "гражданин". Большое внимание Виталий Н колаевич в своём выступлении уделил вопросам, которые являются важными для каждого гражданина и патриота: какие личностные качества надо развивать, чтобы стать успешным в своем деле человеком? Нужно ли интересоваться вопросами политической и экономической жизни страны? Подводя итоги, все участники пришли к выводу, что принести пользу обществу можно, используя свой профессионализм и высокую квалификацию, проявляя личную инициативу и осознавая ответственность, иметь чувство гордости за страну, в которой ты живешь! Мы должны понимать, что от активной позиции каждого зависит жизнь страны.
Национальный поисковый проект «Беларусь помнит.
Помним каждого»
КОНЦЕПЦИЯ Национального поискового проекта «Беларусь помнит. Помним каждого»
ссылка
Ссылка для скачивания материалов (+фото): http://cmt.brest.by/bopo
Инструкция
22 февраля 2024 года в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» состоялась экскурсия в комиссариат Лунинецкого и Ганцевичского района, посвященная теме «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных Сил, пограничной службы, таможенной службы, МЧС).
Начальник отдела призыва на воинскую службу подполковник Тутин Руслан Юрьевич рассказал ребятам о том, какую основную функцию выполняет комиссариат, об истории его создания. Ребятам продемонстрировали фильм о героях-лётчиках Республики Беларусь. Учащиеся пообщались с представителями Лунинецкой районной организациейОО «Белорусский союз офицеров». Председатель организации Журавлёв Владимир Иванович поздравил всех парней и мужчин с наступающим праздником - Днём защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Подводя итоги мероприятия, педагоги и учащиеся пришли к определенным выводам. Во-первых, у всех нас есть уверенность в том, что в Республике Беларусь её гражданам обеспечены величайшие ценности- мир и стабильность. Благодаря этому мы можем учиться, трудиться, строить жизненные планы и реализовывать их, создавать семьи и воспитывать детей. Во-вторых, для того, чтобы эти ценности сохранять и защищать, в нашей стране создан надежный гарант безопасности- Вооруженные Силы Республики Беларусь. Молодые люди прекрасно понимают, что защита Отечества была, есть и будет священным патриотическим долгом и почетной обязанностью его граждан.
25 января в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» на тему «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» прошла удивительная встреча учащихся 10-11 классов с Татьяной Васильевной Козловой, ветераном педагогического труда, учителем химии, удостоенным двумя Почётными Грамотами Президента Республики Беларусь, человеком, который воспитал за свою педагогическую жизнь не мало врачей, учёных, профессоров и людей с большой буквы.
В ходе встречи Татьяна Васильевна описала свой педагогический путь и поделилась самыми интересными историями из школьной жизни.С особой гордостью и радостью Татьяна Васильевна рассказала о достижениях своих талантливых учеников, многие из которых продолжают заниматься наукой на мировом уровне.
Татьяна Васильевна бодра, полна оптимизма и зарядила всех присутствующих положительными эмоциями. Ребята и взрослые испытали радость от общения с талантливым педагогом.
21.12.2023 года в рамках проекта «ШАГ» на тему: «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)» прошла встреча учащихся 10-11 классов с художником-оформителем Лунинецкого краеведческого музея Диной Николаевной Грушевской.
Во время встречи Дина Николаевна рассказала о своём творческом пути, вспомнила интересные истории о знаменательных событиях в своей творческой жизни, делилась жизненным опытом. Гостья подготовила презентацию своих работ, поделилась своими успехами и победами в различных конкурсах. В завершении мероприятия Дина Николаевна провела мастер-класс с творческими ребятами, все вместе рисовали зимний пейзаж. Ребята остались счастливы от возможности провести время, погрузившись в творчество.
Для Дины Николаевны профессия художника — это призвание. Чтобы достичь успеха в выбранной области искусства, человеку нужно не только учиться мастерству у опытных наставников, но и иметь особое восприятие реальности. Она как истинный художник черпает вдохновение в реальном мире и создает гениальные шедевры.
Встреча получилась по-семейному душевной и творческой.
В рамках реализации информационно-образовательного проекта «ШАГ» - «Школа Активного Гражданина» - для учащихся VIII-XI классов 26 октября прошел единый день информирования по теме:«Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал»
В ходе ШАГа с учащимися проведена интерактивная викторина, которая позволила ребятам актуализировать знания о значении семьи и семейного воспитания.
Помогла ребятам совершать ШАГи познания в данной области гость мероприятия – Светлана Владимировна Яроцкая – начальник отдела ЗАГС Лунинецкого райисполкома.
Учащиеся активно задавали интересующие вопросы Светлане Владимировне, касающиеся регистрации брака,роли семьи в формировании гармоничной личности, рождении ребенка, семейного счастья. Светлана Владимировна пригласила ребят посетить с экскурсией отдел ЗАГС Лунинецкого райсполкома, обратила внимание ребят на важность института семьи. Ведь именно с семьи начинается жизнь человека. Семья - это источник любви и уважения.
23 ноября 2023 года в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» учащиеся 10 и 11 «Б» класса приняли участие в диалоговой площадке о развитии промышленности и сельского хозяйства в Республике Беларусь и о достижениях страны в данных отраслях. Приглашенным гостем мероприятия была Алеся Васильевна Боричевская, руководитель отдела продаж ФХ «Новицких».
В ходе ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущая мероприятия, заместитель директора по воспитательной работе Стражевич Марина Николаевна, организовала актуализацию знаний о промышленности и сельском хозяйстве Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаём». Викторина дала возможность учащимся активно проявить себя, продемонстрировать свои знания. Ребята вспомнили национальные бренды в сфере транспортного машиностроения, поговорили об экологичных видах транспорта и о промышленном туризме. Не осталось без внимания социальное развитие села и престиж аграрных профессий.
В ходе ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» ребята познакомились с гостем мероприятия. Алеся Васильевна рассказала о работе высокотехнологичной современной компании ФХ «Новицких». Во время просмотра видеофильма, учащиеся узнали о продукции, которую производит данная компания, о современных технологиях, применяемых в сельском хозяйстве. Алеся Васильевна подчеркнула, что для достижения успеха в любой деятельности большое значение имеют ежедневный кропотливый труд, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам. У ребят возникло чувство гордости за свою малую Родину и за людей, которые вкладывают свою душу в процветание нашей страны.
В ходе брифинга ребята спросили гостью о том, что необходимо для того, чтобы стать профессионалом своего дела, с чем связан выбор профессии, были ли трудности в овладении профессии и о многом другом. Диалог получился очень интересным. Алеся Васильевна также задала вопросы учащимся. Наиболее активные из них получили сладкие призы.
В ходе ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ребята подвели итоги и ответили на вопрос «Насколько актуальна тема сегодняшнего разговора?». Ребята согласились с тем, что достижения в разных отраслях народного хозяйства дают белорусам повод гордиться своей страной и стремиться делать ее богаче и сильнее.
В завершении мероприятия ребята получили подарки от фермерского хозяйства, сделали коллективный фотоснимок с гостьей и поблагодарили за увлекательную и познавательную беседу.
Дата проведения: 28.09.2023 г.
Участники: учащиеся XI класса
Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. От веселых стартов – до олимпийских вершин»
Цель: формирование у учащихся компетенций активного гражданина, позиции гражданственности и патриотизма; расширение знаний учащихся о развитии спорта и туризма в Республике Беларусь
"Спорт - это наша идеология. Поднятие Государственного флага, исполнение Государственного гимна в честь наших спортсменов укрепляют авторитет Беларуси на международной арене, но главное - пробуждают в сердцах миллионов белорусов чувство гордости за Родину". А.Г. Лукашенко
28 сентября 2023 года в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» учащиеся XI класса приняли участие в разговоре о развитии спорта и туризма в Республике Беларусь, о спортивных достижениях страны и актуальности развития массового спорта. В качестве приглашенных гостей в диалоговой площадке приняли участие директор детско-юношеской школы олимпийского резерва г. Лунинца Наталья Викторовна Столярчук и тренер, мастер спорта по легкой атлетике Павел Геннадьевич Дырда.
В ходе ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущая мероприятия, заместитель директора по воспитательной работе Стражевич Марина Николаевна, организовала актуализацию знаний о развитии спорта и туризма в нашей стране с помощью интерактивной викторины «Мы узнаем». Викторина дала возможность учащимся активно проявить себя, продемонстрировать свои знания.
Ребята разделились на команды и после обсуждения представляли свои ответы, аргументируя и отстаивая свою точку зрения. По итогам викторины, учащиеся сошлись во мнении о том, что в Республике Беларусь обеспечены все необходимые условия для занятий спортом- как на профессиональном, так и на любительском уровне, ведётся большая работа по приобщению молодого
поколения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Далее ведущая мероприятия предложила ребятам познакомиться с выдающимися спортсменами страны. В целях визуализации данной информации была использована мультимедийная презентация. Инициативная группа учащихся заранее подготовила
сообщения о некоторых спортсменах.
В ходе ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» ребята познакомились с земляками, посвятившими свою жизнь спорту. В ходе мероприятия гости рассказывали о себе и делились жизненным опытом.
Наталья Викторовна рассказала учащимся о Лунинецкой детско-юношеской школе олимпийского резерва и о её достижениях, о знаменитых спортсменах, выходцах ДЮСШ, которые принесли успех и славу не только своему району, но и стране. Среди них Эдуард Михан,Ирина Хлюстова, Виктория Захарчук, Светлана Лукашевич, Анастасия Шуляк. Наталья
Викторовна отметила, что достижения этих спортсменов- это результат ежедневного кропотливого труда и верность своему делу. У ребят возникло чувство гордости за свою малую Родину и за людей, которые вкладывают свою душу в процветание нашей страны
Беседа с Павлом Геннадьевичем была проведена в виде брифинга. Учащиеся узнали о том, как спортсмен пришел в легкую атлетику и как складывалась его карьера. Павел Геннадьевич рассказал о том, как сложно добиться высоких результатов в спорте, и что неотъемлимыми спутниками всех его побед были вера в себя, терпение и умение преодолевать трудности.
В ходе ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущая мероприятия подвела итоги и предложила учащимся ответить на вопрос «Насколько актуальна тема сегодняшнего разговора?». Ребята хорошо понимают, что спортивные достижения белорусских спортсменов на международных соревнованиях, Олимпийских играх позволяют всему миру узнать о нашей стране, оказывают положительное влияние на формирование образа Республики Беларусь. Тема спорта актуальна, потому что сегодня в приоритете государственной молодежной политики-воспитать поколение образованных и здоровых молодых людей. Учащиеся пришли к выводу, что спорт- это фундамент здоровья нации, школа мужества, кузница наилучших человеческих качеств.
В завершении мероприятия ребята сделали коллективный фотоснимок с гостями, поблагодарили их за увлекательную и познавательную беседу, а те, в свою очередь, пожелали учащимся побед и высоких достижений в спорте.
Стражевич Марина Николаевна, заместитель директора
по воспитательной работе
ГУО «Средняя школа №1 г.Лунинца»
Май - самое время подводить не только учебные итоги. В 8 классах 25.05.2023 прошел ШАГ "Гордость за Беларусь. Итоги". Подведение работы целого года прошло в формате своей игры. Учащиеся вспоминали всё, что узнали за учебный год о разных отраслях развития нашего государства, о политике, проводимой нашим государством в самых разных сферах, ответили на вопросы, касающиеся экономики, спорта и туризма, культуры, промышленности, науки, религии. Вопросы были разнообразными и интересными, ребята с увлечением на них отвечали.
В ходе проведения игры не только актуализировались знания учащихся о тех или иных событиях в жизни страны, но и каждый подросток после успешно организованного и проведенного воспитательного мероприятия в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» смог почувствовать себя ответственным гражданином своей страны, от которого зависит её будущее. Повторение важных знаний прошло в необычном формате и точно запомнится учащимся.
27 апреля в ГДК состоялось мероприятие в рамках проекта ШАГ на тему:
«Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие,
современность» (материальное и духовное историко-культурное наследие,
профессиональное и народное искусство, общественные творческие
инициативы и др.). Мероприятие провела культорганизатор ГДК Наталья
Георгиевна.
Мероприятие прошло оживлённо и интересно. Учащиеся обсудили, как
в нашем районе и государстве чтят многовековые и самобытные традиции,
какие талантливые люди прославили нашу Беларусь, какие ресурсы
используются для проведения культурно-массовых мероприятий, как
информационные технологии участвуют в создании и продвижении
культуры граждан, какие города были культурными столицами в Республике
Беларусь. Ребята посмотрели видеофильм с участием фольклорного
коллектива «Лобчанка», где демонстрируется восстановленный старинный
обряд «Вождение куста», как пример сохранения духовного и культурного
наследия Лунинетчины.
Данное мероприятие, способствовало расширению кругозора учащихся
о материальном и духовном наследии белорусского народа,
профессиональном и народном искусствах, общественных и творческих
инициативах. Содействовало формированию у учащихся гордости,
патриотизма, развитию высокой социальной активности, гражданской
ответственности и дисциплинированности, способности проявить себя в
развитии культуры РБ.
23 марта в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ»
– «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов прошло
мероприятие на тему: «Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого»
(развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса,
жилищного строительства, реализация государственной политики в
жилищно-коммунальном хозяйстве).
Гостем мероприятия была Татьяна Никитична Вакульчик, ведущий
специалист Лунинецкого ЖКХ. Татьяна Никитична рассказала ребятам о
жилищно-коммунальном хозяйстве и о том, что его работа направлена на
обеспечение повышения комфортности проживания и безопасности граждан,
экономической эффективности оказания населению жилищно-коммунальных
услуг. Объяснила учащимся, что жилищно-коммунальное хозяйство –
наиболее близкая сфера людям, поскольку включает большинство сторон
нашей повседневной жизни: качественная питьевая вода, тепло в доме,
ремонт подъездов, надежность работы лифтов, своевременный вывоз мусора,
озеленение населенных пунктов и многое другое. Ребята задавали
интересующие вопросы и получали исчерпывающие ответы. В завершении
мероприятия Татьяна Никитична подчеркнула, что чистота и улучшение
благоустройства своего города – это забота не только государства и
соответствующих государственных служб, но и, в первую очередь, каждого
из нас.
23.02.2023г. в учреждении образования в 8-11 классах были проведены мероприятия в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» по теме «Гордость за Беларусь. Энергия для созидания. Энергия для будущего» (обеспечение энергобезопасности страны). Гостем мероприятия в 10-х классах стал Вячеслав Витальевич Ярмолович, заместитель главного инженера по работе с персоналом РУП «Брестэнерго», Пинские электросети, Лунинецкий РЭС. Встреча началась с поздравительного обращения Вячеслава Витальевича к ребятам мужского пола: «Ваша задача - защита Государства! Желаю этот путь пройти достойно!» - сказал Вячеслав Витальевич. За один учебный час ребята узнали, что такое энергетика, как приходит энергия в дома, чем занимается предприятие, в чём заключается энергетическая безопасность нашего Государства, как развивается энергетика Беларуси, какие перспективы развития. Также Вячеслав Витальевич уделил внимание профориентации учащихся, а в конце встречи напомнил о мерах электробезопасности.
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов школы прошло 26 января на тему: «Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии). Гостем мероприятия был начальник Лунинецкой ТЭЦ Сергей Васильевич Хомич.
Сергей Васильевич рассказал ребятам об истории возникновения Лунинецкой ТЭЦ, о специфике работы и экономической выгоде предприятия, об учреждениях образования, где ведётся подготовка кадров по энергетическим специальностям, свой путь становления в профессии.
Ребята задавали интересующие их вопросы. Встреча прошла живо, тепло и очень понравилась учащимся, ребята не отпускали гостя и после встречи одарили его аплодисментами.
22 декабря в ГУО «Средняя школа №1 г.Лунинца» прошло мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» на тему «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее».
22 декабря в ГУО «Средняя школа №1 г. Лунинца» прошло мероприятие для 8-11 классов в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» на тему «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее». Подводя итоги Года исторической памяти, ребята акцентировали внимание на важности увековечения памяти о Великой Отечественной войне – основе культурно-исторической политики в стране. Никто не забыт, ничто не забыто. Всенародна память о событиях Великой Отечественной войны. Это полностью в белорусской традиции – чтить память предков, быть им благодарными за защиту и заботу о нас, потомках. Мероприятие провёл руководитель по военно-патриотическому воспитанию Вечорко Николай Иванович.
Какие бы уроки нам ни преподносила история, белорусы знают, что чтить своих предков – это наша обязанность. И Год исторической памяти показал всему миру, что белорусы – это народ, который чтит историю, реальные подвиги и достижения.
24 ноября в нашей школе прошло мероприятие с элементами диалоговой площадки в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» на тему «Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений). Мероприятие проходило в дистанционной форме. Гостем выступил аспирант, младший научный сотрудник института физико-химических проблем БГУ Богдан Николай Сергеевич. Николай Сергеевич познакомил присутствующих с информационными блоками:
— «Машиностроение – основа и движущая сила экономики нашей страны»;
— «Беларусь – “страна большой химии»;
— «Горно-обогатительный комбинат ОАО «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь».
Николай Сергеевич увлек ребят в мир современной химии. В доступной и интересной форме рассказал о своей научной деятельности, чем занимается лаборатория, в которой он работает и какую пользу приносит нашей стране. После встречи Николай Сергеевич с удовольствием ответил на вопросы интересующихся химией ребят.
27 октября в ГУО «Средняя школа №1 г. Лунинца» прошло мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» на тему «Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации».
Гостем мероприятия стал председатель суда Лунинецкого района Денисович Михаил Васильевич.
Михаил Васильевич подробно рассказал учащимся о государственной системе правовой информации. Ребята смогли задать судье интересующие их вопросы. В фокусе обсуждения были: правовое просвещение, правовая культура, активная гражданская позиция, государственные информационно-правовые ресурсы, взаимодействие граждан и государства по правовым вопросам, возможности Детского правового сайта в оказании правовой помощи детям и подросткам, эффективный поиск нужной правовой информации.
22 сентября 2022 года в школе проведено мероприятие в рамках проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов на тему: «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина». Гостями мероприятия были председатель профсоюза локомотивного Депо станции Лунинец Мотор Александр Иванович и председатель Совета ветеранов Лунинецкого железнодорожного узла Иосиф Матвеевич Романовский.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Гости познакомили учащихся с содержанием информационных блоков:
«Один маршрут – общая память»;
«Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
В ходе беседы поднимались вопросы:
Как вы считаете, какова основная идея проекта «Поезд Памяти»?
Кто являлся инициатором и участниками этого проекта?В чем его особенности? Какой маршрут могли бы предложить вы для продолжения проекта?
Что на вас произвело особое впечатление при знакомстве с этим проектом? Чем запомнился данный проект?
Как вы думаете, насколько важны такие проекты для молодого поколения нашей страны?
В фокусе обсуждения: патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких, уважение к истории и чувство товарищества, мир и дружба как вечные ценности, осознание ценности Победы, историческая правда, историческая память, преемственность поколений.
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
В завершении мероприятия были подведены итоги встречи.
19 мая 2022 года прошло занятие для учащихся IX-х классов в рамках информационно-образовательного проекта ШАГ.
Тема: «Итоги и уроки войны. Память о войне»
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории Койко Я.А.актуализировал знания учащихся об итогах и масштабе войны, о людских и материальных потерях советского народа, об основных факторах Победы СССР в Великой Отечественной войне; акцентировал внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «Всемирная история» (тема «Заключительный этап Второй мировой войны»).
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
1. Приведите факты, конкретизирующие причины победы СССР в Великой Отечественной войне.
2. В 1944–1945 годах Красной Армией были полностью или частично освобождены от немецко-фашистских захватчиков территории европейских стран: Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии, Германии и др. Потери Красной Армии при освобождении европейских стран составили около одного миллиона солдат и офицеров. Наибольшие потери – около 600 000 человек – СССР понёс при освобождении Польши.
В послевоенное время на территории Европы были установлены памятники и воинские мемориалы в честь солдат и офицеров Красной Армии, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками за свободу и независимость народов Европы. Начиная с 1990-х гг. в ряде европейских стран эти памятники уничтожаются и оскверняются.
Согласны ли вы с суждением, что снос и осквернение памятников советским воинам в Европе – это попытка переписать историю Великой Отечественной войны, которая может привести к возрождению фашизма?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
В ходе подведения итогов предложили девятиклассникам:
1) рассказать, как чтят память о погибших во время войны в их семье, в их населенном пункте, об участии в акциях «Беларусь помнит», «Герои моей семьи»;
2) принять участие в республиканской акции «Архивы – школе». Акция приурочена к 100-летию архивной службы Беларуси.
5 мая 2022 года в рамках проекта ШАГ в школе состоялось занятие для 9-ых классов.
Тема: «Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн»
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории Койко Ярослав Алексеевич актуализировал знания учащихся о важнейших операциях войск Красной Армии и ее союзников в 1944-1945 гг. в Европе, акцентировал внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «Всемирная история» (тема «Заключительный этап Второй мировой войны»).
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Вопросы для обсуждения:
Какие важнейшие операции осуществили войска Красной Армии в 1944-1945 гг. в Европе? Какие страны были освобождены от германских захватчиков?
Как вы думаете, почему система международных отношений, сложившаяся после Второй мировой войны, получила название Ялтинско-Потсдамская?
Когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии? Была ли атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки необходимой для разгрома Японии? Какие цели преследовало руководство США, принимая решение об их бомбардировке?
На Международном военном трибунале в Нюрнберге была отмечена опасность возрождения фашизма в любой форме. Почему сегодня принципиально важно помнить этот урок Второй мировой войны?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
В ходе подведения итогов было предложено учащимся записать воспоминания родственников или знакомых, которые жили в военное время, о том, как люди встретили весть о победе над фашистской Германией.
«Советский тыл в годы войны» - тема для изучения истории Великой Отечественной войны в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» с учащимися 9 класса, который проходил 7 апреля 2022 года.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Важную роль в борьбе с германскими захватчиками играли не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др.
Учащиеся познакомились с основными направлениями экономики при переводе ее на «военные рельсы». Узнали, каким образом эвакуировались промышленные предприятия и учебные заведения.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
На данном этапе деятельности ребята размышляли об уровне развития военно-промышленного комплекса СССР во время войны и преимуществах в оборонительной деятельности и вооружении Советской Армии.
Анализировали открытия и достижения военных конструкторов Советского Союза, а так же рассмотрели героический подвиг советского народы в тылу.
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»При подведении итогов учащиеся пришли к выводу, что именно патриотизм, горячее желание Победы и личностный вклад каждого гражданина СССР, независимо от возраста, дали возможность интенсивного наступления Советской Армии по всем фронтам.
28 апреля 2022 г. в государственном учреждении образования «Средняя школа № 1 г. Лунинца» в рамках проекта ШАГ (Школа Активного Гражданина) состоялся Единый день информирования для VIII–XI классов.
Тема: «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства).
В рамках проведённого Единого дня информирования учащиеся познакомились с одной из важнейших отраслей экономики Беларуси и главной составляющей агропромышленного комплекса страны – сельским хозяйством.
Ребята обсудили достигнутые результаты развития отрасли.
В ходе дискуссии также было отмечено, что в Республике Беларусь государственная поддержка агропромышленному комплексу оказывается за счет средств республиканского бюджета и местных (областных и районных) бюджетов . А также, было акцентировано внимание на том, что сельское хозяйство Беларуси специализировано на выращивании традиционных для умеренных широт культур.
21 апреля 2022 года в государственном учреждении образования «Средняя школа №1 г. Лунинца» состоялось заседание Школы Активного Гражданина по изучению истории Великой Отечественной войны для учащихся 9 класса на тему: «Освобождение Беларуси от германских захватчиков».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
На данном этапе учитель истории Хохулова Т.В. актуализировала знания учащихся об основных этапах освобождения территории Беларуси, обратила внимание на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «История Беларуси» (тема «Освобождение БССР от германских захватчиков»).
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Татьяна Владимировна организовала обсуждение информации, которая была получена в ШАГе 1.
В форме диалога состоялся разговор. Учащиеся обсудили вопросы:
- Какую роль в освобождении Беларуси играли партизаны и подпольщики? Приведите примеры взаимодействия партизан и подпольщиков с частями Красной Армии.
- Какую задачу решала «рельсовая война» в ходе Белорусской наступательной операции?
- Каковы основные итоги операции «Багратион» и ее военно-политическое значение?
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
В ходе обсуждения пришли к выводу, что активный вклад в освобождение Беларуси внесли подпольщики и население. Белорусский народ помогал Красной Армии не только непосредственным участием в борьбе против оккупантов, но и самоотверженным трудом.
В ходе подведения итогов педагог предложил учащимся подготовить сообщение о том, как происходило освобождение населенного пункта, в котором они живут.
Учащиеся познакомились с темой следующего информационного часа по истории Великой Отечественной войны «Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн», который состоится 5 мая 2022 года
24 марта 2022 года учащиеся 8 - 11 классов приняли участие в едином дне информирования по теме «Гордость за Беларусь". Чистая окружающая среда – ключ к здоровой жизни» (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды).
Мероприятие включало следующие информационные блоки:
- «Сохранение благоприятной окружающей среды – приоритет Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь»
- «Земля – наш дом. Пусть будет чисто и уютно в нем»
Основная цель мероприятий - формирование у учащихся представлений о мире как многозначном понятии, раскрытие значимости сохранения и укрепления мира как высшей ценности, формирование у учащихся представления о миролюбивой политике Республики Беларусь.
3 марта 2022 года в 9 классах состоялся ШАГ на тему "Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан и подпольщиков".
В ШАГе 1 "Мы узнаем " были актуализированы знания учащихся о боевой, диверсионной и агитационно-пропагандистской деятельности партизан и подпольщиков. Внимание учащихся акцентировалось на тех аспектах, которые не были рассмотрены на уроках Всемирной истории и истории Беларуси.
В ШАГЕ 2 "Мы размышляем" произошло обсуждение полученной информации. Учащиеся высказались по вопросам значимости агитационно-пропагандистской работы на оккупированной территории страны, установили ее значение для разгрома немецко-фашистских захватчиков.
В ШАГЕ 3 "Мы подводим итоги" учащиеся выступили с короткими сообщениями о боевой, диверсионной деятельности партизан и подпольщиков на территории Беларуси, были ознакомлены с материалами интернет - проекта "Партизаны Беларуси ".
24 февраля в рамках проекта «Школа Активного Гражданина» прошел единый день информирования на тему: "Гордость за Беларусь". На страже национальной безопасности и суверенитета». Гостем мероприятия был старший лейтенант Лунинецкого районного комиссариата Литвинов Игорь Андреевич. Обсуждение темы велось по трем информационным блокам: «Вооруженные силы Республики Беларусь – гарант национальной безопасности страны», «Границы Беларуси под надежной защитой», «Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: помощь рядом». В качестве информационной основы мероприятия «ШАГа» использовались видеоматериалы и мультимедийная презентация.
В ходе открытого диалога Игорь Андреевич обсудил с учащимися актуальные вопросы: Вооруженные Силы Республики Беларусь, армия и современные технологии, о преимуществах поступления в Военную академию, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины, сохранение памяти, о подвигах военнослужащих, работа в команде, решительность, выносливость, эмоциональная устойчивость, сила духа, верность профессии, долг, самоотверженность.
Такие мероприятия с привлечением людей военных профессий очень ценны и всегда дают положительный отклик у учащихся.
17 февраля 2022 года мероприятие проекта «ШАГ» в 9 классах прошло по теме «Подпольная борьба».
Учащиеся работали с историческими документами: директива №1 ЦК КП(б)Б от 30 июня 1941 «О переходе на подпольную работу партийных организаций, районов, занятых врагом»; письмо ЦК КП(б)Б командирам и комиссарам партизанских отрядов, всем партизанам и партизанкам Белоруссии об активизации действий партизанских отрядов в тылу врага.
Ребята узнали, что в директиве определялись задачи подполья, формы построения и связи подпольного движения, подчёркивалась необходимость соблюдения строжайшей конспирации. Из письма ЦК КП(б)Б партизанам девятиклассники узнали о формах борьбы партизан на территории Беларуси, а также охарактеризовали исторические условия, в которых появилось это письмо.
В итоге мероприятия учащиеся пришли к выводу, что подпольная борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков являлась одним из решающих условий разгрома врага, важным фактором в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Мероприятие информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов прошло в школе 27 января на тему: «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный с приглашением протоиерея Сергия Крышталя, настоятеля храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В ходе беседы он рассказал ребятам о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь, о конфессиях в городе Лунинце.
Беларусь всегда славилась своим культурным наследием, которое напрямую связано с религиозной жизнью. И не важно церкви это или монастыри, костелы или синагоги, мечети или деревянные храмы староверов. Главное - это укрепление христианских жизненных ориентиров, межнационального мира, межконфессионального диалога и добрососедства всех религий.
Ребята очень внимательно слушали протоиерея, задавали интересующие вопросы. А в заключение встречи настоятель пожелал ребятам относиться к вере серьезно, вера помогает устоять в трудное время, вера – это основной фундамент, который помогает человеку оставаться человеком.
20 января 2022 года в ГУО “Средняя школа №1 г.Лунинца»” прошло мероприятие информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся IX классов учреждений общего среднего образования на тему: «Политика геноцида, грабежа и насилия».
Учащиеся 9 классов приняли активное участие в проведении информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» по теме «Политика геноцида, грабежа и насилия».
ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории Койко Я.А. актуализировал знания учащихся о политике геноцида в отношении населения Беларуси, познакомил учащихся с содержанием информационных блоков:
«Экономическая политика германских оккупационных властей»;
«Пропагандистская, культурно-просветительская, национальная и религиозная политика оккупантов».
Во время проведения мероприятия использовались материалы, размещённые на национальном образовательном портале http://www.adu.by
ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Обсуждались вопросы:
1. Какая роль отводилась церкви в оккупационной политике немецко-фашистских властей?
2. Почему фашистам не удалось осуществить свои планы ни с помощью агитации, ни с помощью лояльного отношения к населению?
3. Почему с каждым днем росло и распространялось антифашистское сопротивление?
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учителем истории и учениками была обсуждена актуальность данной темы.
_Учащиеся анализировали картографические материалы. Высказывали свои суждения по современной ситуации в мире, проводя параллели со временем Второй мировой войны.
При проведении мини-дискуссии ребята пришли к общему выводу о том, что в современном обществе стерлись принятые поколениями грани морали. И мир, на сегодняшний день, очень близко подошел к развязыванию новой мировой войны. Молодое поколение отрицает насилие над людьми. И не важно, к какой расе или национальности принадлежит человек, насилие не приемлемо априори.
16 декабря 2021 года, в рамках реализации образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина», в 9-х классах прошло занятие «Германский оккупационный режим».
Мероприятие включало в себя несколько информационных блоков:
— «Новый порядок»;
— Административно- территориальное деление оккупированной территории БССР»;
— «Оккупационный аппарат управления»;
— «Коллаборационизм».
В ходе реализации данных блоков учитель истории (Т.В. Хохулова) определила назначение германского плана «Ост» и целях фашистской Германии по отношению к населению Беларуси. Также учащиеся были ознакомлены с фрагментом документа: «Некоторые предложения рейхсфюрера СС Г. Гиммлера об отношениях с местным населением восточных областей», после которого ребята рассуждали над вопросом, какими могли быть последствия такой политики оккупантов для белорусского народа?
Была рассмотрена картосхема «Военно-административное деление оккупированной территории Беларуси (1942)» и раскрыта суть нового для Беларуси административно-территориального деления, установленного германскими оккупантами. Учащиеся были ознакомлены с коллаборационистскими организациями, которые были созданы на оккупированной территории Беларуси и задачами, которые выполняли коллаборационистские организации в Беларуси.
23 декабря, в рамках проекта «Школа активного гражданина», была организована встреча для учащихся 11 класса с тренером, мастером спорта по лёгкой атлетике Дырдой Павлом Геннадьевичем и директором детско-юношеской школы олимпийского резерва г. Лунинца Натальей Викторовной Столярчук.
В ходе встречи гости с удовольствием рассказывали о себе и делились жизненным опытом, рассказали учащимся о спортивной школе и ее достижениях, о знаменитых спортсменах, выходцах ДЮСШ, которые тренировались у Жуковского Валерия Петровича и принесли успех и славу своему району и стране (Эдуард Михан, Светлана Лукашевич, Виктория Захарчук, Анастасия Шуляк, Хлюстова Ирина), ответили на все вопросы ребят.
Учащиеся узнали, как сложно добиться высоких результатов в спорте, что обязательно, в первую очередь нужна вера в себя, терпение и умение преодолевать трудности.
Встреча была очень познавательной и позитивной, гости пожелали ребятам здоровья и успехов, а ребята в свою очередь - побед и высоких достижений в спорте.
Подобные мероприятия помогают подрастающему поколению приобрести тот опыт, который, возможно, в дальнейшем им пригодится для реализации собственных планов.
2 декабря 2021 г. состоялся единый день информирования в рамках проекта ШАГ для учащихся 9-х классов. Тема: "Коренной перелом в Великой Отечественной войне".
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории познакомил учащихся с содержанием информационных блоков:
- «От Москвы до Сталинграда»;
- «Проблема открытия Второго фронта»;
- «Тегеранская конференция».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «От Москвы до Сталинграда»
Вопрос для обсуждения:
- Какие, по вашему мнению, битвы 1942–1943 гг. закрепили стратегическую инициативу Красной Армии?
Блок «Проблема открытия Второго фронта»
Вопрос для обсуждения:
- Как вы думаете, почему проблема открытия второго фронта долгое время оставалась нерешенной?
Блок «Тегеранская конференция»
Вопрос для обсуждения:
- Какую роль в деятельности антигитлеровской коалиции сыграла Тегеранская конференция?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»
С самого начала войны Советский Союз постоянно добивался открытия в Западной Европе второго фронта. Это было важнейшей задачей среди политических и стратегических задач, стоявших перед участниками антигитлеровской коалиции в их борьбе против фашистского блока. Еще в мае 1942 г. была достигнута договоренность об открытии в Западной Европе второго фронта. Ее реализация позволила бы значительно ускорить разгром фашистского блока и уменьшить потери Советского Союза. Тем не менее в 1943 году Советский Союз по-прежнему продолжал нести основную тяжесть борьбы с нацистской Германией и ее сателлитами.
25 ноября 2021 года в государственном учреждении образования «Средняя школа №1 г. Лунинца» в рамках проекта «ШАГ» состоялись информационные часы для учащихся 8–11 классов на тему: «Гордость за Беларусь. Всегда на связи» (о достижениях в области информационно-коммуникационных технологий). В ходе бесед, учащиеся узнали об истории возникновения стационарной и мобильной связи, обсудили, какое место в жизни современного человека занимает Интернет и информационные технологии и как не стать жертвой киберпреступников. Провели игру с элементами практического коннектинга.
28 октября 2021 года в школе прошёл Единый День информирования для обучающихся VIII - XI классов по теме «Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас - главная ценность» (о достижениях здравоохранения, фармацевтики)
В ходе первого шага «Мы узнаём» ребята были ознакомлены с содержанием информационных блоков:
1. «Здоровая нация - успешное будущее государства»;
2. «Твоё здоровье в твоих руках».
В ходе реализации второго шага «Мы размышляем» обучающиеся приняли участие в обсуждении информационных блоков.
В ходе первого блока «Здоровая нация - успешное будущее государства» в фокусе обсуждения были: система здравоохранения, бесплатная и доступная медицинская помощь, экспорт медуслуг, предотвращение распространения болезней и инфекций, высококвалифицированные специалисты в области медицины, безграничная преданность делу.
В ходе второго блока «Твое здоровье в твоих руках» обучающиеся обсуждали значимость здорового образа жизни, выражали своё отношение к вредным привычкам, к проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно - массовых мероприятий.
В ходе реализации шага 3 «Мы действуем» ребята предложили проводить на базе нашего учреждения ещё больше спортивных мероприятий с целью наибольшей популяризации здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Учащиеся 8 - 11 классов еще раз подчеркнули для себя, что в нашей стране созданы все условия, чтобы сохранить свое здоровье.
Учащиеся 9 классов продолжают изучение истории Великой Отечественной войны в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина»
21 октября 2021 года прошёл ШАГ на тему: «Начало Великой Отечественной войны»
Учитель истории знакомил учащихся с содержанием информационных блоков:
Блок «Цели нацистской Германии в войне против Советского Союза».
Блок «План “Барбаросса”».
Блок «Нападение Германии на СССР. Приграничные бои».
Блок «Деятельность советского руководства по организации обороны страны: мобилизация, народное ополчение, эвакуация»
23 сентября 2021 года в рамках проекта «ШАГ» состоялась встреча учащихся 11 класса с директором школы Богдан Анной Францевной на тему «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования)»
В фокусе обсуждения: образование ‑ главный приоритет государственной политики; тенденции развития образования в XXI веке; представления о ценности образования в современном мире; формирование интереса к обучению; престижность профессий; осознание важности образования и науки в современном мире; качество образования.
Анна Францевна познакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
«Образование в Беларуси: во имя будущего страны»
«Образование в Беларуси: нам есть к чему стремиться». Рассказала учащимся, какое место занимает Беларусь по уровню образования в мире.В чём особенности системы образования в Республике Беларусь.
Анна Францевна в беседе сделала упор на формирование мотивации к учебной деятельности; осознание важности образования для развития личности и общества, на повышение интереса к учебному процессу, к более осмысленному приобретению знаний, развитию мышления, активности в учебе. Молодежь должна стремиться получить высшее образование, сделать карьеру и тем самым приобрести уверенность в завтрашнем дне. Образованный человек по-иному, по-новому смотрит на жизнь, у него свои приоритеты, жизненные интересы, большие возможности для модернизации существующих наук и технологий. Высшее образование дает профессиональные знания студентам, чтобы потом, на рабочем месте человек мог их в совершенстве применять, обновлять и приспосабливать к решению проблем в экологии, промышленности, здравоохранении..
В современном обществе каждый должен стремиться получить высшее образование. Анна Францевна пожелала ребятам сделать правильный шаг к успешному будущему.
В новом учебном году продолжается работа в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ». Для учащихся 9 классов запланирован цикл тем по изучению материалов о Великой Отечественной войне. 2 сентября проведены информационные часы на тему: «Международное положение накануне Второй мировой войны».
Учителя истории ознакомили учащихся с содержанием информационных блоков:
«Итоги Первой мировой войны»;
«Политические цели крупнейших стран после Первой мировой войны»;
«Приход фашистов к власти в Италии и Германии»;
«Политика «умиротворения» агрессора западноевропейских стран»;
«Очаги военной напряженности в 1930-ые гг.»;
«Попытки создания системы коллективной безопасности. Германо-советский договор о ненападении».
Ребята имели возможность задать вопросы. Учениками были выделены причины и предпосылки Второй мировой войны.
В ходе реализации ШАГа учителем и учениками была осуждена актуальность данной темы.
25.05.2021 года в школе прошли мероприятия в рамках проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина»
Тема: «Семья – опора государства, оплот свершений и побед»
В ходе мероприятий учащиеся работали по информационным блокам:
1. «Благополучие семьи – залог развития и прогресса страны».
2. «Семья как колыбель общечеловеческих ценностей»
Учащиеся разбирали понятие семья, семейные законы, традиции. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, ведь семья – естественная и неотъемлемая часть нашей жизни. Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Семья – это крепость, спасение от трудностей, опора и поддержка, защита. Крепкая семья дарит тепло, уют, спокойствие.
Помощь государства в укреплении института семьи необходима. Однако семейное счастье – результат труда всех ее членов. Чтобы семья была здоровой и счастливой, необходимо соблюдать особые – семейные – законы:
Закон любви, Закон общения, Закон развития.
Семья, как основной элемент общества, является хранительницей культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья – это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучная и крепкая семья – вот мерило развития и стабильности страны.
Учащиеся рассматривали вопросы: На чем же должна строиться крепкая семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, одним словом, семейные ценности.
Семейные ценности – это то, что нельзя купить ни за какие деньги или получить по наследству. Семейные ценности можно и нужно обрести и пронести через всю жизнь всем вместе. Это чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности. Это любовь и уважение, дружба и взаимопомощь, уют и тепло, семейные традиции и совместные увлечения…
Также рассматривали примеры основных семейных ценностей:
Доверительное общение. В кругу родных можно без опасений поделиться проблемой и услышать дельный совет и слова поддержки.
Доброта. Только из семьи может идти желание помочь слабому, беззащитному, оказать поддержку и потребность быть полезным. Такие отношения делают семью гармоничной.
Уважение в семье к старшим, и к младшим. При этом страх наказания не культивируется в семье. Уважать – не значит бояться.
Честность. Семья – это место, где тебе не соврут. Отсутствие лицемерия и лжи – основа семейных ценностей.
Взаимопонимание, то есть уважение интересов и стремлений всех членов семьи, понимание друг друга с полуслова. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и достигает высоких результатов в карьере, учебе, спорте и др.
Щедрость. Не только материальная, но и любая другая – духовная, чувственная. Щедрость на слова одобрения, на время, на внимание, подразумевающая искусство делиться и отдавать.
Рассуждая, пришли к выводу, что главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к родным, в желании о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Сегодня многие забывают о необходимости не только чувствовать, но и проявлять любовь в отношении своих родных.
Поступки, говорящие о ваших трепетных чувствах друг к другу, слова нежности, проявление заботы, внимания к проблемам другого и желание помочь – вот то, что делает семью крепкой.
Семейные ценности – это ещё и обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение.
Сохранение семейных ценностей является основной задачей нашего поколения.
13 мая 2021 года для учащихся 8-11 классов был проведен единый день информирования в рамках проекта «ШАГ».
Тема: «Смотри и помни» (к 80-летию со дня начала Великой Отечественной войны).
Цель: формирование у учащихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
Форма: открытый микрофон.
ШАГ 1. «Мы узнаем».
Учитель истории Ковко Ярослав Алексеевич (выступил в роли модератора) вместе с учащимися совершили очередной шаг. Тема встречи «Смотри и помни» (к 80-летию со дня начала Великой Отечественной войны).
В ходе встречи был рассмотрен вопрос о воспитании патриота, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Ярослав Алексеевич обратил внимание учащихся, что актуальность темы патриотического воспитания молодежи на современном этапе очевидна. Сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у многих людей искажены представления ο доброте, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Гражданственность и патриотизм, соблюдение законов и уважение прав являются важнейшими нравственными качествами человека, в которых выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, их истории и культуре.
Мы, помним и вечно будем в долгу перед нашими предками, которые воевали ради нашего счастья и мирной жизни!
ШАГ 2. «Мы размышляем».
Учащиеся размышляли над вопросами:
- «Перед памятью время бессильно»;
- «Республиканский культурно-патриотический киномарафон «Смотри и помни», посвященный 80-летию начала Великой Отечественной войны».
- Почему война 1941–1945 годов названа Великой Отечественной?
- Какую годовщину будет отмечать Беларусь 22 июня? Почему это день всенародной памяти?
- Какая пограничная крепость стала символом стойкости советского солдата?
- Как вы понимаете слова «Перед памятью время бессильно»?
ШАГ 3. «Мы действуем».
Подводя итог встречи, Ярослав Алексеевич отметил, что хотелось бы верить, что уважение к истории своей страны, историческая память белорусского народа, гражданская позиция, неравнодушие, героизм, гордость за свой народ, подвиг народа, уважение к памяти защитников Отечества, к ветеранам и участникам войны, гордость за свою страну, сопричастность к истории страны останутся у участников встречи.
22 апреля 2021 года в нашем учреждении образования прошло мероприятие в рамках образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». Сегодня интерес учащихся был объединен общей темой: «Есть в каждой победе твоей и моей весна сорок пятого года».
Обсуждение темы прошло по следующим блокам:
- «Какой ценой Победа нам досталась, ты помни – никогда не забывай!»;
- «Помнить ради будущего».
В фокусе обсуждения: День Победы, священный праздник, мужество и героизм защитников Отечества, память о Великой Отечественной войне; боль и горечь, гордость и слава белорусского народа; гордость за свою страну, подвиг советского солдата, уважение к истории своей страны, своей семьи; уважение к ветеранам войны; гражданская позиция, патриотизм.
В ходе подготовки к мероприятию, активисты ОО «БРСМ» заранее посетили подшефного ветерана Великой Отечественной войны Добрынца Павла Акимовича и записали с ним интервью. Это интервью продемонстрировали учащимся. Павел Акимович рассказал о своей партизанской деятельности, обо всех тяготах войны, дал напутствие современной молодёжи.
Сегодня одна из главных задач, стоящих перед мировым сообществом, – не допустить повторения подобных конфликтов. Для этого крайне важно не утратить память о прошлом, как о героических, так и о трагических его страницах. Участники мероприятия еще раз убедились в том, как важна память, а пока живы ветераны, мы должны ценить каждую минуту общения с ними. Ведь с каждым годом все меньше остается живых свидетелей тех дней и тем дороже для нас каждое их воспоминание.
Кроме того, учащийся 9 «А» класса Егоров Андрей, в рамках проекта ШАГ выступил перед учащимися восьмых классов с рассказом о боевом пути своего прадеда. Ребятам удалось приоткрыть ещё одну страницу тех страшных событий. Ведь каждое новое имя и судьба участника войны – большой вклад в сохранении истории. Встреча Андрея и ребят – еще один серьезный шаг к сохранению связи времен.
В течение недели с 19 по 23 апреля у учащихся 5-7 классов в рамках проекта Шаг классные часы посвящены теме «Я и Культура».
В фокусе обсуждения: ценностное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, понятие о внешней и внутренней культуре, сохранение культурного и исторического наследия, самореализация в творческой деятельности.
08.04.2021 года в ГУО «Средняя школа № 1 г. Лунинца» прошло мероприятие информационно-образовательного проекта «ШАГ»
В рамках мероприятия для обучающихся 8 –го класса выступил с докладом «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений» Мотор Александр Иванович – председатель профсоюзного комитета локомотивного депо Лунинец УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги».
Александр Иванович рассказал ребятам о вечных ценностях, затронул тему военной истории нашего города, а также рассказал, как важно помнить и чтить заслуги ветеранов Великой Отечественной Войны.
В ходе мероприятия председатель профсоюзного комитета локомотивного депо Лунинец рассказал о профессии «железнодорожник», а так же пригласил обучающихся на экскурсию в организацию.
25 марта прошли мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов на тему: «Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства» (ко Дню единения народов Беларуси и России)».
В 9 «А» классе инициативная группа учащихся подготовила мультимедийную презентацию. Классный руководитель Бирило Анна Фёдоровна познакомила учащихся с содержанием информационных блоков:
«Единение народов Беларуси и России: события, факты».
В фокусе обсуждения: Союзное государство, исторические и культурные связи России и Беларуси, мирное и демократическое развитие, уважение традиций народов, сотрудничество, сотворчество, взаимоуважение, обеспечение устойчивого социально-экономического развития, повышение уровня жизни, укрепление отношений, братство, дружба, сотрудничество.
«Будущее Союзного государства – в руках молодежи и для молодежи».
В фокусе обсуждения: молодежная политика, молодежные программы Союзного государства, содружество, сотрудничество, молодежные инициативы, творческий потенциал молодежи, достижения культур братских народов, сохранение общего духовного богатства, укрепление дружеских связей, патриотическое воспитание, молодежное движение Союзного государства, межрегиональное молодежное сотрудничество.
В ходе мероприятия подведены итоги, что совместная история народов Беларуси и России продолжается. Мы строим единое Союзное государство.
Чем больше молодые люди двух государств будут взаимодействовать, работать в неформальной обстановке, участвовать в интересных и познавательных мероприятиях, посвященных союзным отношениям, тем теснее и продуктивнее будут их отношения, расширятся возможности делового, творческого сотрудничества. А это фундамент интеграции.
В песне «Две сестры» (музыка Кима Брейтбурга, слова Элеоноры Мельник), исполненной на Славянском базаре в Витебске представителями Беларуси и России Русланом Алехно и Алексеем Гоманом, важные для нас слова. Вдумайтесь в них:
Такие разные они, но всё же
Лишь сёстры так бывают схожи.
Две сестры – им навек дана от Бога
На двоих одна судьба, одна дорога!
Две сестры – в целом мире нет красивей!
Две сестры – Беларусь и Россия!
Мероприятие прошло в форме дискуссии, ребята не только узнали новую информацию, но и поделились своими знаниями об истории становления и развития Союзного государства.
25 марта в рамках проекта «ШАГ» в 5-7 классах прошли классные часы на тему: «Я и природа».
В фокусе обсуждения: любовь к природе и бережное отношение к ней и ее богатствам, понимание красоты, неповторимости природы, экологическая безопасность, экологическая ответственность, экологическая грамотность, участие в экологической деятельности.
5 февраля 2021г. прошло мероприятие информационно-образовательного проекта «ШАГ» (Школа Активного Гражданина) для учащихся 8-11 классов.
Тема: Тема: «В единстве народа – сила независимого государства»
Лекторская группа в каждом классе представила информационные материалы по следующим блокам:
- «Народное единство – залог счастливого будущего Беларуси»;
- «Всебелорусское народное собрание – подводим итоги, планируем будущее»;
- «Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)».
Учащиеся обсуждали вопросы:
Почему 2021 год объявлен Годом народного единства?
Для чего нам нужно единство? Что бы вы могли предложить для укрепления единства народа в нашей стране, в вашем регионе? Как в тексте Государственного гимна Республики Беларусь отражена значимость единства народа страны в современном мире?
При обсуждении третьего блока «Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета», посвященного недавно отпразднованному Дню защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь, учащиеся рассуждали над понятиями: безопасность, обороноспособность страны, гордость за свое Отчество, служение Родине, активная гражданская позиция, патриотизм и престиж военной службы.
Учащиеся активно отвечали на вопросы: «Что вы знаете о Вооруженных Силах Беларуси?», «Как вы считаете, почему в мирной Беларуси большое внимание уделяется обеспечению высокой боеспособности армии?»
При подведении итогов сегодняшнего ШАГа учащиеся ответили на вопрос: «Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?». Узнали о том, что в населенных пунктах в скором времени появятся арт-пространства «В единстве – сила». Будут заложены аллеи, парки, скверы «Народное единство». А чтобы активнее знакомить молодежь с достижениями нашей страны, планируется создание специального телеграм-канала и информационного интернет-ресурса «Народное согласие».
28 января – Единый день информирования в рамках проекта ШАГ «Школа Активного Гражданина»
В ГУО «Средняя школа №1 г. Лунинца» для всех обучающихся 8-11 классов прошли мероприятия по теме «Белорусская наука: в ногу со временем». Сегодня очень важно показать обучающимся значимость научных открытий для повседневной жизни, повысить интерес к учебной деятельности. О чём говорили в этот день? О белорусской науке – факторе успешного развития молодого суверенного государства. Благодаря ученым Беларусь на мировой арене знают как страну, где делают самые большие самосвалы и добывают калийную руду, производят лазеры и оптоэлектронику, микросхемы и электрический транспорт, ускоренными темпами развивают сферу информационных технологий, выполняют высокотехнологичные хирургические вмешательства, выпускают современные лекарственные препараты. В Беларуси также осваивается энергия мирного атома, ученые страны создали собственную исследовательскую станцию в Антарктиде.
Существует множество изобретений и открытий, авторами которых стали дети. Большинство из этих открытий используются в нашей повседневной жизни, став уже привычными вещами.
«Есть ли в вашей семье люди, которые занимаются научной деятельностью? В какой области они работают? Расскажите об их научных разработках. Расскажите о своих личных достижениях в научном творчестве (участие в проектной деятельности, исследовательской деятельности, олимпиадах, научно-практических конференциях и др.)» - такие вопросы были заданы участникам мероприятий.
Перед современной наукой стоит еще множество величайших загадок. Это проблемы, которые волнуют все человечество. Великие загадки всегда были стимулом для новых открытий. Они подталкивали ученых к поиску решений. Найти ответы и решения, чтобы оставаться сильной суверенной и независимой страной - вот цель современной молодёжи.
Уже привычным стало для учащихся 5-7 классов быть участниками проекта ШАГ «Школа Активного гражданина». В течение недели с 18 по 22 января классные часы у ребят прошли под девизом «Я и Закон». Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон. Классные руководители с помощью современных средств обучения рассказали ребятам о правовой культуре, уважении к закону, правопорядку, нравственно-правовым нормам и окружающим людям. У каждого ребёнка есть права, обязанности и ответственность детей согласно законодательству Республики Беларусь. В фокусе обсуждения были такие понятия, как «шалость», «проступок», «преступление», «правонарушение». Важно помнить о последствиях противоправных деяний, а также нести ответственность за свои поступки.
22 декабря в единый день информирования в рамках проекта ШАГ проведены мероприятия среди учащихся 8-11 классов на тему: «Я родным краем ганаруся і ведаю – я не адзін».
В ходе мероприятий учителя познакомили учащихся с основными информационными блоками, которые были предложены к обсуждению:
- Достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни;
- Марафон добрых дел – наш вклад в развитие малой Родины.
Вот уже 3 года Беларусь живёт под знаком малой родины. Опираясь на презентационные материалы, педагоги рассказали о достижениях нашей страны, о предприятиях, о спортивных и культурных объектах и исторических памятниках, а главное, о людях, которые вносят вклад в развитие и процветание нашей страны.
Очень оживлённой была интерактивная игра «Дебаты» в 9 «Б» классе. Ребята были активными и креативными в своих предложениях и высказываниях, в доказательствах о значимости предприятий и объектах малой родины.
Учащиеся 8 «Б» класса подготовили экскурс в прошлое родного города Лунинца, вспомнили важнейшие вехи его истории, известных земляков. Ребята отметили изменения, произошедшие в городе за последнее время, попытались лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой.
Малая Родина для учащихся – это и природа, которая их окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города.
Наша общая Родина – красивая, мирная, независимая и процветающая Беларусь. В целом за годы независимости облик и инфраструктура наших населенных пунктов преобразились в разы. Это не только внешний вид, но и создание комфортных условий для жизни белорусов вне зависимости от места проживания.Чтобы краше становилась наша Родина, чтобы мы гордились ею, чтобы оставались традиционными белорусские ценности. Это и стало основной мыслью проведённых мероприятий.
26.11.2020 года для учащихся 8-11 классов прошёл Единый день информирования в рамках информационно-образовательного проекта "ШАГ" на тему "Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность".
Классные руководители познакомили учащихся с содержанием информационных блоков. Рассказали, что представляют собой современные СМИ. Старшеклассники смогли поговорить о том, какие требования предъявляют к современным СМИ, к тем, кто формирует общественное мнение. Ребята узнали, что работу СМИ регламентирует Закон «О средствах массовой информации». Мы живём в информационном обществе, когда потоки информации становятся все больше и нам очень важно понять, как ориентироваться в этой информации, какую информацию считать достоверной. Что понимается под медиакультурой?
Ещё один из рассмотренных вопросов – информационная безопасность несовершеннолетних в Республике Беларусь: правовые и социальные аспекты.
Знакомы ли вам такие понятия, как груминг, кибербуллинг и буллицид, кибермошенничество, опасный контент? Как им можно противостоять?
Перечислили правила безопасности в социальной сети. Как можно использовать Интернет для более успешной учёбы, создания положительного микроклимата в классе.
Беседа была конструктивной, нужной, востребованной временем. Тема очень актуальна, современный человек не может отказаться от информации, получаемой через СМИ, но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, на что не обращать внимания, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека. Учащиеся 8-11 классов проявили себя как хорошие слушатели, активно принимали участие в ходе обсуждения вышеназванных вопросов, отстаивали свою точку зрения.
С 26 ноября началась реализация образовательного проекта «ШАГ» для учащихся 5-7-х классах. Мероприятие проекта проходило в рамках классного часа на тему "Я и школа".
В фокусе обсуждения: школа и её традиции, значимость участия в жизни класса, школы, уяснение своих прав и обязанностей, ученическое самоуправление, актив класса, законы класса для дружной и успешной жизни коллектива, коммуникативные навыки, дружба, товарищество, коллективизм, умение работать в группе и паре, сотрудничество, сочетание личных и общественных интересов, дисциплина и культура поведения, доброжелательность, уважение друг к другу, стремление к познанию.
22 октября, в единый день информирования, состоялась встреча обучающихся 10 класса с учителем истории и обществоведения Койко Я.А. на тему: «ООН – 75 лет: история деятельности, основные достижения и инициативы Республики Беларусь в составе ООН».
Беседа проходила в форме диалога, где ребятам сначала было предложено сформировать понятие ООН. Ярослав Алексеевич рассказал детям о создании организации, какие страны входят в ООН, для чего она существует, какие основные направления деятельности Организации Объединенных Наций. Обучающиеся высказывали точку зрения в лице представителей ООН из разных стран по разделению территории Нагорного Карабаха. Ребятам необходимо было предложить своё решение из сложившейся ситуации. Обсуждались вопросы по демографии и экономике в мире. Мероприятие прошло активно и познавательно.